Транспортную стратегию подкосили деньги

Читать в полной версии →
Транспортная стратегия развития РФ до 2030 года, разработанная при непосредственном участии главы Минтранса Игоря Левитина, рискует обернуться грандиозным провалом из-за своей незащищенности и слабости финансовой составляющей




Транспортная стратегия развития РФ до 2030 г., разработанная при непосредственном участии главы Минтранса Игоря Левитина, рискует обернуться грандиозным провалом из-за своей незащищенности и слабости финансовой составляющей, а потому должна быть подвергнута доработке. К такому выводу пришли эксперты на круглом столе в Центре политических технологий. Специалисты обсуждали отчет по итогам социологического исследования недостатков Стратегии-2030. Оно проводилось в форме опроса ведущих экономистов и аналитиков отрасли.

"Мы хотим дать импульс обсуждению стратегии. Она была принята в докризисный период, а с тех пор многое изменилось", – указал первый вице-президент ЦПТ Алексей Макаркин. И отметил: "Новая стратегия требует серьезной доработки, она должна быть увязана с общеэкономическим развитием страны и соответствовать запросам общества".

"Та стратегия, которая нам была представлена, – это план работы Минтранса в случае, если будут деньги", – так охарактеризовал документ, принятый правительством еще в "кризисном" октябре 2008 г., президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин. По его мнению, экономике в ее нынешнем состоянии этот проект не нужен. Также среди проблем стратегии, освещенных экспертами, оказались недостаточная развитость дорожной сети и плохое состояние транспортного оборудования.

Отсутствие программ финансирования и господдержки строительства новых линий – еще одно уязвимое место плана, разработанного чиновниками Минтранса под руководством его главы Игоря Левитина. А настоящим "дамокловым мечом" для детища Минтранса может стать коррупционная составляющая и нецелевое расходование средств, масштабы которого в транспортной сфере поражают воображение. "Черная бухгалтерия" при дорожном строительстве может достигать 70% от стоимости заказа, отметил Томчин.

Наконец, крайне низок уровень проработки региональной составляющей в стратегии. А этот фактор может, напротив, стать главным конкурентным преимуществом России, способной стать связующим звеном между Европой и Азией, своего рода транзитной зоной. Но транзит международного уровня, который может привлечь большие средства в экономику, требует развитой транспортной инфраструктуры, чем Россия, увы, пока не располагает.

Сами по себе задачи при этом в Стратегии-2030 сформулированы абсолютно верно, отмечают эксперты; главной проблемой выглядят инструменты достижения этих задач, прописанные в плане слишком скудно, недостаточно конкретно. Поэтому запустить предполагаемые процессы возможно лишь при кардинальном изменении системы управления в отрасли.

Андрей СТЕПАНОВ |
Выбор читателей