Реформу тюрем окрестили пустышкой

Читать в полной версии →
Общественная палата заявляет, что в проект, одобренный Владимиром Путиным, не включили ее принципиальные требования. Например, в концепции ничего не говорится об институте пробации и недостаточно внимания уделено правам оказавшихся за решеткой женщин и детей


ФОТО: Вести.Ru



Концепция развития уголовно-исправительно системы России до 2020 г., одобренная недавно премьер-министром РФ Владимиром Путиным, вызвала резкую критику у членов Общественной палаты. Как пишет "Время новостей", свое недовольство они выразили на состоявшейся вчера встрече с чиновниками из Минюста и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).

Подготовка концепции развития уголовно-исправительных учреждений была начата в прошлом году после того, как вслед за президентом министр юстиции Александр Коновалов охарактеризовал нынешнее положение вещей "устаревшим и неадекватным". Главной задачей реформы является сокращение числа заключенных, так как более половины попавших в тюрьмы могли бы нести наказание без изоляции от общества и разрыва социальных связей.

Согласно разработанному Минюстом проекту, в стране должны остаться только два типа пенитенциарных учреждений - тюрьмы и колонии-поселения. В последних осужденные будут содержаться в относительно свободных условиях, вне бараков и камер. Такая система позволит содержать закоренелых преступников отдельно от лиц, попавших за решетку впервые и часто по глупости, а также решит одну из главных проблем российской системы исправления наказаний - высокий процент рецидивизма.

Несмотря на стройность концепции, члены Общественной палаты нашли в ней большое количество "дыр", которые образовались на месте неучтенных предложений ОП. Так, в проекте нет ни слова об институте пробации - условного наказания, во время которого осужденный не отправляется в тюрьму, а помещается под надзор специальных органов. Правозащитники также не нашли в концепции упоминаний о правах оказавшихся в местах заключения женщин и детей. "Когда все это будет прописано, можно будет сказать, что система УИС повернулась лицом к людям", - заявил директор Института прав человека Валентин Гефтер.

Кроме того, в проекте реформы нет ни слова о пагубной роли следствия в жизни подозреваемых, вина которых еще даже не установлена судом. В этой связи члены ОП поспешили напомнить пример юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, не получившего медицинской помощи и скончавшегося в следственном изоляторе.

Недовольство членов ОП временами достигало крайних пределов. В какой-то момент член ОП, глава фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Олег Зыков потребовал от чиновников ФСИН и Минюста четко ответить, ставит ли реформа во главу угла судьбу человека, попавшего в трудную ситуацию, или является простой бюрократической формальностью. Такой напор несколько обескуражил авторов концепции, которые заявили, что обсуждение реформы пенитенциарной системы будет продолжено, а преобразования не ограничатся перечисленными в разозлившем ОП проекте.

Вчера президент России Дмитрий Медведев одобрил поправки в Уголовный кодекс, предполагающие смягчение наказания для 68 составов преступлений. В ближайшее время соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму.

По словам главы государства, это "достаточно радикальная мера", но он надеется, что поправки в УК помогут сделать наказание более справедливым. Президент считает, что суд должен учитывать все обстоятельства и сведения об обвиняемом и заключать его за решетку только в том случае, если он действительно представляет серьезную опасность для общества. Лишение свободы можно будет заменить, например, штрафом или исправительными работами. По ряду преступлений наказание вообще предполагается отменить. В Минюсте отметили, что все это позволит "разгрузить" колонии примерно на треть.

Сергей МИТРОФАНОВ |
Выбор читателей