Минфин выведет Россию "в ноль"

Читать в полной версии →
Бюджету по итогам текущего года приказано стать из дефицитного профицитным. Минфин уже заявляет, что такая метаморфоза вполне возможна. Какими путями это будет достигнуто, вряд ли когда-нибудь станет известно


ФОТО: depositphotos.com



Бюджет России по итогам текущего года может быть исполнен с профицитом, однако окончательно это станет ясно только в конце декабря, заявил глава Минфина РФ Антон Силуанов, который принимал в Мехико участие во встрече стран-членов "большой двадцатки" на уровне министров финансов и руководителей центробанков.

Подготовленный Минфином проект поправок к федеральному бюджету на 2012 г. предусматривает рост доходов на 235 млрд руб. - до 12,677 трлн руб., расходов - на 210 млрд руб. - до 12,954 трлн рублей. Дефицит в итоге будет близок к нулю и составит 0,07% ВВП.

Напомним, что начиная с 2007 года бюджет РФ принимается на три года с ежегодной корректировкой. До последнего момента предполагалось, что в 2012 г. дефицит бюджета составит 0,2% ВВП или 142,8 млрд рублей. При этом, ожидаемые доходы федерального бюджета составят 12,675 трлн руб., расходы - 12,817 трлн рублей.

В 2013 г. дефицит федерального бюджета должен был составить 0,8% ВВП, в 2014-м - 0,2% ВВП, а в 2015 г. приблизиться к нулю и составить 0,01% ВВП.

Впрочем, избавиться от дефицита российскому бюджету, возможно, все-таки удастся, причем значительно раньше 2015 года. Как заявлял все тот же Силуанов еще в октябре, финансовое ведомство внесло поправки в бюджет, сокращающие дефицит бюджета с 0,2% ВВП до 0%. Изменить планы министерство заставили обнаруженные дополнительные доходы, так к концу года появится возможность перераспределить 350 млрд руб., полученных за счет прибыли Центробанка от продажи госпакета акций Сбербанка и дивидендов "Роснефтегаза" (148 млрд руб. и 52 млрд руб. соответственно).

"Традиция" исполнять бюджет с профицитом тянется с 2002 г., когда Россия впервые получила бездефицитный бюджет с доходами 2,1 трлн руб., и расходами 1,9 трлн рублей. Профицитным он оставался до 2008 г., причем в наиболее удачных 2006-м и 2007-м гг. профицит консолидированного бюджета доходил до 8,1% и 8,4% ВВП. Хорошая бюджетная ситуация позволила стране практически полностью рассчитаться по внешним долгам, включая долги бывшего СССР.

Кризис 2008 г. разрушил эту благоприятную тенденцию. В 2009-м и 2010-м консолидированный бюджет сводился с дефицитом 6,3% и 3,5% ВВП соответственно. Выйти в профицит, причем довольно скромный - 1,6% ВВП - удалось только в 2011 году. Судя по последним событиям, "выйти в ноль" или даже обозначить профицит Минфину придется и по итогам текущего года. При этом технология этого выхода и то, будет она связана с реальным изменением доходной и расходной части или станет следствием бухгалтерско-математического искусства работников Минфина, вряд ли когда-либо станет известно широкой общественности.

Повышенное и несколько неожиданное внимание к бюджету 2012 г. и последующих лет может быть связано, со значительными дополнительными расходами, ставшими следствием исполнения предвыборных обещаний нынешнего президента. Очевидно, что их появление привело к изменению параметров трехлетнего бюджета. По этом, дабы не ухудшать показатели последнего, принято решение навести порядок с цифрами любыми возможными способами.

Юрий ЛЕВЫКИН |
Выбор читателей