Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Ливанов рассказал, что создание учебника пройдет в шесть этапов. На первом будут определены даты, достойные в него попасть. На втором начнется обсуждение: будут проведены опросы населения – таким образом Минобразования надеется найти точки согласия между гражданами страны. На третьем этапе разработают рекомендации для учителей по "урегулированию спорных моментов".
На следующих этапах будет разработан единый стандарт, проведен конкурс на создание учебника, и, наконец, шестым этапом его напечатают и допустят к преподаванию в средней школе.
Однако далеко не все участники заседания отнеслись к созданию нового учебника с оптимизмом. Так, научный руководитель проектов некоммерческой организации "Фонд современной истории" Сергей Шахрай напомнил, что в 90-е годы уже были попытки проводить публичные обсуждения исторических событий с целью "сформировать в обществе картину согласия". Однако к примирению это не привело – напротив, противоречия и неприязнь между сторонниками разных исторических трактовок после этих обсуждений только усилились.
Да и саму идею создания подобного учебника многие считают довольно спорной. Учитель истории Андрей Лукутин напомнил, что тем самым нарушается закон об образовании, который предписывает возможность выбора учебников. Кроме того, многие историки настаивают на отмене концентрированного изучения истории и на возвращении к линейному обучению (по концентрированной системе предмет изучают до девятого класса включительно, а потом два года повторяют в рамках подготовки к ЕГЭ). Однако в случае возвращения к линейному обучению школьники не смогут сдавать по истории ЕГЭ, и линейная система, опять же, противоречит закону "Об образовании".
Часть членов рабочей группы предлагает сделать учебник по принципу "и вашим, и нашим" – продлить линейное обучение до десятого класса, а на повторение и на подготовку к ЕГЭ оставить не два года, как по другим предметам, а один (11 класс).
Затем министр культуры начал проводить аналогии между Путиным и российскими царями – по мнению Мединского, нынешнего президента не может быть в учебниках истории, потому что именно по такому принципу писались учебники в царской России: "2000 год, и точка", – заявил министр.
Правда, на создание учебника планируется потратить не один год – и что будет делать рабочая группа, если за это время сменится президент? Пока представленный общественности историко-культурный стандарт описывает допутинское время так: "В 1998 году экономику потряс глубокий кризис. К концу 1990-х страна начала терять управляемость. Кризис центральной власти усугублялся неудачами в экономике, правительственной чехардой, коррупционными скандалами, войной в Чечне. На этом фоне росло общественное недовольство..." Впрочем, если убрать войну в Чечне и заменить 90-е годы на 2000-е, описание вполне подойдет. А заканчивается абзац словами: "В этих условиях президент Б.Н. Ельцин подал в отставку".
Цель нового учебника, как выяснилось на заседании, "без надрыва голоса научить детей любить Родину", объяснить значимость России в мировой истории. Одним словом, "впереди у нас большая, интересная работа", подвел итог Дмитрий Ливанов.