Инцидент с российским Су-24 грозит заморозить экономические отношения РФ и Турции по всему направлениям - от туризма до атомной энергетики. Потери для турецкой экономики гарантированы, но проблемы неизбежны и для российского бизнеса.
Отгрузка российского зерна на экспорт. Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС
Пострадают не только туристические компании и авиаперевозчики, но и импортеры сельхозпродукции. Под вопросом такие гигантские проекты, как АЭС "Аккую", в которую уже инвестированы десятки миллиардов рублей, и "Турецкий поток".
Кроме того, для российских компаний Турция - крупнейший рынок сбыта, причем не только нефти и газа, но и металлов, угля, пшеницы и других товаров. Если Анкара ответит на санкции Москвы, "победа" вполне может достаться Анкаре, ведь российский экспорт впятеро больше турецкого. Правда, этот дефицит Турция частично (а может, и полностью - в отличие от товарооборота) компенсирует за счет туризма.
По факту взаимная торговля с Турцией "встала" еще в среду, 25 ноября, когда российская таможня поставила на 100%-й досмотр все грузы "из" и "в". Никаких официальных объявлений не было, причины операторам никто не объяснял, но все и так было понятно.
Вечером глава Минсельхоза Александр Ткачев в телевизионном интервью подробно объяснил, из каких стран Россия может ввозить овощи и цитрусовые (а ведь всего год назад Турция фигурировала в списке государств, чьи поставки смягчат эффект российского продэмбарго), а в какие - продавать пшеницу.
Утром в четверг, 26 ноября, было объявлено, что правительство, "учитывая неоднократные нарушения турецкими производителями российских норм", поручило Россельхознадзору усилить контроль поставок сельхозпродукции и продовольствия из Турции, а также организовать дополнительные проверки на границе и в местах производства. Россельхознадзор приступил "к тотальной проверке" всей агропродукции, поступающей из Турции.
По данным Евразийской экономической комиссии, импорт РФ из Турции за январь - сентябрь 2015 г. составил $3,06 млрд, экспорт - $15 миллиардов.
Крупнейшие статьи турецкого экспорта - это томаты, автокомпоненты, цитрусовы, абрикосы, вишня, черешня, персики, сливы, женская текстильная одежда, виноград ), легковые автомобили, трикотаж), кожаная обувь.
В натуральном выражении Россия импортирует из Турции более 360 тыс. т томатов, 250 тыс. т цитрусовых, более 100 тыс. тонн винограда, около 80 тыс. т абрикосов, персиков и слив, 40 тыс. тонн лука и чеснока, 17 тыс. тонн огурцов, а также яблоки, груши, айву, капусту, финики, инжир, авокадо, перец, рис, имбирь, крахмал, приправы и другую растительную продукцию.
Основу поставок продукции животноводства составляет мясо птицы (20,7 тыс. т за девять месяцев этого года против 9,4 тыс. т за соответствующий период прошлого года), свежая рыба (6,1 тыс. т против 9,4 тыс. т) мороженая рыба (1,4 тыс. т против 1,3 тыс. тонн).
В российском экспорте $2,8 млрд занимают нефть и нефтепродукты, $1,77 млрд - лом черных металлов, полуфабрикаты и прокат из нелегированной стали, $835 млн - медь и алюминий, $543 млн - уголь, $362 млн - пшеница, $324 млн - подсолнечное масло, $163 млн - удобрения, $101 млн - железная руда.