Станет ли Россия "второй Турцией"

Читать в полной версии →
Если беженцы из Сирии и Ирака не смогут попадать в ЕС кратчайшим путем через Турцию, они отправятся к заветной цели по российским просторам к границам Финляндии и стран Балтии

Россию предупредили о массовом наплыве беженцев с Ближнего Востока, если власти Турции перестанут пропускать их в Евросоюз. О возможности такого развития событий заявил президент Финляндии Саули Ниинисте.

Лагерь беженцев на острове Лесбос (Греция). Фото: Michal Krumphanzl/ CTK Photo/ Global Look

"Неконтролируемый поток мигрантов образуется в другом месте. И в этом смысле Россия может стать своего рода второй Турцией", - сказал политик в конце прошлой неделе в  интервью местному телеканалу.

Озабоченность финского лидера понять можно: если беженцы из Сирии и Ирака не смогут попадать в ЕС кратчайшим путем через Турцию, они отправятся к заветной цели по российским просторам к границам Финляндии и стран Балтии. Ответственность за последствия этой ситуации Ниинисте почему-то полностью перекладывает на Москву: "Очень многое сейчас зависит от России".

Стать непреодолимым препятствием на пути миграционного потока Россию попросил и эстонский депутат Европарламента Урмас Паэт. Москва должна активнее предоставлять убежище беженцам, которые попадают на ее территорию, сказал политик.

Ранее в ходе Мюнхенской конференции по безопасности президент Финляндии обсудил миграционный кризис с российским премьером Дмитрием Медведевым. Ниинисте выразил недовольство ситуацией на российско-финской границе. По его словам, слишком много беженцев с Ближнего Востока прибывает в Финляндию с российской территории и просит о политическом убежище, хотя по нормам Дублинского соглашения они должны оставаться в России, которая является первой безопасной страной у них на пути. Финский президент считает, что виноваты в ситуации российские пограничники.

У Дмитрия Медведева нашелся ответ и для Саули Ниинисте, и для Урмаса Паэта. Миграционная политика ЕС в последние годы не может считаться удовлетворительной, сказал глава российского правительства, но для решения проблемы нужно "устранить причины, которые создали такую мощную волну". За несколько дней до этого в интервью немецким журналистам Медведев выразился куда более резко, усомнившись в умственных способностях руководства ЕС: "Открывать двери в Европе, приглашая всех, кто готов приехать, - простите, это по меньшей мере глупость, если не сказать более жестко".

Федеральная миграционная служба РФ, которая непосредственно отвечает за беженцев, заявляет, что опасения европейских политиков не имеют под собой никаких оснований. Глава ведомства Константин Ромодановский отметил, что такой сценарий маловероятен. Озабоченность финских чиновников миграционными проблемами он в ближайшее время обсудит с руководством МВД этой страны.

Статистические данные ФМС показывают, что из нескольких тысяч беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана, находящихся на территории РФ, считанные единицы собираются остаться в нашей стране надолго. Остальные рассматривают Россию как перевалочную базу, что, естественно, раздражает североевропейских политиков и заставляет их сгущать краски в публичных выступлениях. Но вероятность того, что при любом раскладе в России появится столько же беженцев, сколько в Турции, равна нулю - хотя бы потому, что у нее нет с Сирией общей (да к тому же еще и не охраняемой) границы.

Заявления о том, что Россия может повторить судьбу Турции, - это, безусловно, сигнал не столько Москве, сколько другим странам Евросоюза. Финны и прибалты дают понять, что категорически не поддерживают программу ЕС по выплате ассигнований властям Турции за создание лагерей беженцев. Во-первых, они не доверяют Эрдогану, который скорее всего деньги возьмет, а обязательства не выполнит. Во-вторых, североевропейцы действительно боятся, что поток мигрантов через Россию потечет к ним, несмотря на беспочвенность таких страхов. В-третьих, им не нравится сама идея сбрасываться на содержание беженцев в турецких лагерях.

Все это лишний раз свидетельствует об отсутствии в ЕС согласованности действий по разрешению миграционного кризиса. Каждая страна тянет одеяло на себя и не желает, чтобы мигранты заходили в Европу через ее территорию.

Антон МЕСНЯНКО |
Выбор читателей