Лишь небольшой процент российских предприятий заинтересован сегодня в дальнейшем ослаблении национальной валюты, свидетельствует опрос, проведенный в мае департаментом исследований и прогнозирования Банка России совместно с Институтом экономической политики (ИЭП). Большинство респондентов - 69% - из отраслей промышленности и сельского хозяйства предпочли бы видеть курс рубля более крепким и устойчивым.
Фото: ТАСС
Не против такого развития событий даже экспортеры, ради которых главным образом и затевалась девальвация. Как выяснилось, многие из тех, кто получает выручку в валюте, а расходы несет в рублях, голосуют за укрепление "деревянного".
Наиболее оптимальным курсом рубля опрошенные называли 45-50 рублей за доллар. Популярными также были ответы 40-45, 35-40, 55-60 и 50-55 рублей.
По мнению участников опроса, это сократило бы их расходы на модернизацию производства (оборудование в этих целях закупается в основном импортное), а также позволило бы снизить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность на внешних рынках. Кроме того, необходимость в укреплении рубля видят те, кому предстоит погашение долгов в иностранной валюте.
Предприятия все еще зависимы от поставок импортного оборудования, сырья и материалов, заместить которые быстро невозможно, делают вывод авторы исследования. При этом, на их взгляд, очевидно, что дальнейшее снижение курса рубля не создаст для компаний - не экспортеров дополнительных возможностей для выхода на внешние рынки. "Это говорит об отсутствии преимуществ постоянного ослабления рубля для экономики", - резюмируют аналитики ЦБ и ИЭП.
Однозначного ответа на вопрос о выгодах для российской экономики от слабого рубля нет и быть не может, заявил корреспонденту "Утра" аналитик "Алор брокер" Кирилл Яковенко. Учитывая, что традиционно именно сырьевой экспорт обеспечивал рост ВВП РФ, а также служил основной доходной статьей бюджета, сформировалось убеждение, что девальвация национальной валюты крайне выгодна нефтяным компаниям, а следовательно, государству, а вместе с ним и промышленности, и малому и среднему бизнесу, и вообще всем отраслям, пояснил он. "Но штука в том, что в текущих условиях данная парадигма утратила силу. По итогам первого квартала 2016 г. доля нефти и нефтепродуктов в структуре экспорта РФ сократилась до беспрецедентных 40%. Поэтому на повестке дня оказался вопрос: а так ли выгодно обеспечивать рост доходов нефтяных компаний в ущерб другим отраслям за счет искусственного сдерживания курса рубля", - считает Яковенко.
Проведенный ЦБ опрос показал, что экспортеры уже извлекли из ослабления курса рубля всю выгоду, которую могли извлечь, то есть уже зашли на все рынки, которые можно было освоить за счет ценовой конкуренции, добавил ведущий аналитик MFX Broker Артем Звягильский. "Если даже рубль снизится сильнее, и российские товары еще больше подешевеют, увеличить выручку от продаж за рубежом не получится, так как рост объемов продаж будет нивелироваться падением выручки из-за снижения цен", - уверен он.
Ослабление рубля уже сыграло свою роль для возвращения конкурентоспособности российской экономики. Зарплаты в долларах стали ниже, выручка в долларах, наоборот, выше, подтвердил вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер. "Но есть и обратная сторона медали - это трудности с обслуживанием кредитов, взятых за рубежом, а также дороговизна импортных комплектующих и средств производства. Причем дорогой евро и доллар бьют как по импортерам, так и экспортерам. И здесь важно найти баланс", - отметил он.
Метода, который позволил бы достоверно определить наиболее оптимальный курс рубля, не существует, заявил доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Сергей Хестанов. "Ни одна из доброго десятка существующих теорий образования валютного курса на этот вопрос не отвечает. Поэтому всегда найдутся экономические субъекты, которым выгоден дорогой рубль, и те, кому, напротив, нужен дешевый. Так что дискуссия на эту тему может быть практически бесконечной", - пояснил он.
При этом, по его мнению, особой потребности в модернизации отечественные предприятия сейчас не испытывают. "Да, крепкий рубль позволил бы дешевле покупать импортное оборудование, но большинство предприятий столкнулись с падением платежеспособного спроса, поэтому на быстрый эффект от модернизации им рассчитывать не приходится", - отметил он и добавил, что, кроме того, укрепление российской валюты автоматически повысит конкурентоспособность импорта. И спрос на него тут же вырастет в ущерб отечественным производителям.
Хестанов напомнил, что переход к плавающему курсу рубля был осуществлен в основном с целью сбалансировать государственный бюджет. "По последним данным, 43% поступлений казна получает от экспорта, а до недавнего времени - почти половину. Учитывая, что почти все госрасходы - рублевые, ослабление нацвалюты снижает дефицит бюджета, улучшает его параметры", - пояснил он.
В условиях достаточно высокого дефицита бюджета, скорее всего, решения властей РФ будут направлены прежде всего на его снижение, уверен эксперт РАНХиГС. Поэтому все разговоры о крепком рубле пока не актуальны. "Девальвация - самое простое и дешевое лекарство от бюджетного дефицита. И лечить им нас будут еще достаточно долго", - резюмировал Хестанов.
Артем Звягильский более оптимистичен. Повышение конкурентоспособности национальной экономики за счет девальвации имеет свои пределы. На определенном уровне издержки низкого обменного курса национальной валюты начинают превышать преимущества, которые он приносит. Очевидно, так произошло и с курсом рубля, считает он. "Возможно, эта ситуация подтолкнет Банк России к тому, чтобы позволить рублю во втором полугодии укрепиться до уровня 60 рублей за доллар США", - прогнозирует аналитик MFX Broker.