Минфин уже второй год пугает россиян рассказами о скором исчерпании Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ). Согласно последним данным, в первом осталось немногим более 2 трлн руб., а во втором - 4,7 триллиона. Деньги в этих "кубышках" были накоплены в тучные годы, когда нефть стоила минимум вдвое дороже, а теперь активно бросаются в топку раздувшегося дефицита сырьевого бюджета РФ. С начала года туда отправилось уже 1,17 трлн руб., а к декабрю может быть потрачено еще минимум столько же.
Фото: Кирилл Кухмарь/ ТАСС
Параллельно градус тревоги в обществе подогревается заявлениями о том, что в экономию должно включиться все население страны - забыть об индексации зарплат и пенсий, финансировании льгот, словом, потуже затянуть пояса. При этом финансовые власти скромно умалчивают о том, что денег в стране достаточно.
"ФНБ и Резервный фонд - это лишь два небольших кармана на пиджаке Российской Федерации. Средств в них становится меньше и через годик не станет совсем. Но в других карманах денег даже прибавляется, в результате общий размер золотовалютных резервов (ЗВР) страны растет и уже почти составляет $400 млрд", - пояснил директор программы "Экономическая политика" Московского центра Карнеги Андрей Мовчан.
По его словам, дефицит бюджета пока меньше показателя текущих доходов страны. А значит, ничего не случится, когда ФНБ и Резервный фонд обнулятся. "Проблемы российской экономики вовсе не в наличии дефицита бюджета", - уверен он.
Доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Сергей Хестанов подтвердил корреспонденту "Утра", что катастрофы в результате исчерпания средств из "кубышек" Минфина не произойдет. "Но, с другой стороны, это достаточно негативный факт. В последние годы страна получает от экспорта меньше денег, чем тратит на закупку импортных товаров, то есть живет не по средствам", - отметил он.
Кроме того, по его словам, имеет значение различный статус этих резервов. И если Минфин может направить деньги из своей "заначки" на неотложные нужды оперативно, то Банк России, в чьем ведении находятся ЗВР, в состав которых относятся внешние активы, включая средства в иностранной валюте, долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, и золотые слитки, не сможет распорядиться ими так же просто.
Несмотря на указанные сложности, призывы пустить в дело резервы ЦБ, а не вкладывать в американские гособлигации, в последнее время звучат все чаще. В частности, Столыпинский клуб, в который входят влиятельные чиновники и бизнесмены, призывает государство накачивать экономику деньгами, используя для финансирования инвестпроектов в том числе денежную эмиссию.
Деньги в стране есть, согласен Хестанов, это подтверждает и продолжающийся рост индекса ММВБ, который на этой неделе установил новый исторический рекорд. "Но проблема в том, что инвесторы не видят прибыльных вариантов вложения своих средств в нашей стране. Экономические субъекты - крупный бизнес, госкорпорации - в условиях кризиса также испытывают недостаток уверенности в перспективности инвестиций. Даже население неуклонно сокращает расходы. В результате происходит сжатие экономики", - подчеркнул он.
По сути, единственным активным экономическим агентом сейчас остается государство. И, по словам доцента РАНХиГС, оно делает в этом направлении все, что может. "Однако классический рецепт преодоления экономического кризиса за счет наращивания госрасходов в России, к сожалению, не работает. Проблема в неэффективности этих трат, в том числе в результате завышенной стоимости проектов в рамках госпрограмм. Например, строительство дорог у нас стоит дороже, чем в сопоставимой по климатическим условиям Финляндии", - добавил он.
Как сообщила в интервью "Известиям" глава Счетной палаты Татьяна Голикова, Минэкономразвития считает низкоэффективными госпрограммы на сумму 1,6 трлн рублей.
Аналитик "Алор Брокер" Алексей Антонов указывает на то, что наблюдаемый сегодня рост ЗВР и возможность безболезненно тратить ФНБ и Резервный фонд основываются на относительно высоких ценах на нефть. "Brent начала новый виток роста, следующий локальный максимум может быть уже выше $50 за баррель. Но этот подъем базируется на слабости доллара, вызванного последней не слишком позитивной макростатистикой из США", - отметил он.
По его словам, в случае если американская экономика все-таки начнет показывать признаки восстановления, то немедленно будет повышена процентная ставка Федеральной резервной системы, и деньги с развивающихся рынков, в том числе из России, потекут в развитые страны. "Тогда мы получим ухудшение макроэкономических показателей, растущий дефицит бюджета, исчерпанные ФНБ и Резервный фонд. То есть наполнение бюджета и фондов РФ зависит от внешнего фактора - цены нефти, который нам неподконтролен", - предупредил он.
Ведущий аналитик ГК TeleTrade Александр Егоров добавил, что истощение ФНБ и Резервного фонда само по себе не страшно, хотя федеральному бюджету такая перспектива не сулит ничего хорошего. А вот падение ЗВР чревато потерей экономической независимости. Так что стоит сто раз подумать, прежде чем начать тратить и эти резервы.