Отечественный инженеры-оборонщики разработали новый тип специального шумопоглощающего покрытия для атомных субмарин проектов "Ясень" и "Борей". Напомним, что первая из них - многоцелевая лодка, которая может атаковать подводные, надводные и береговые цели. Одной из главных ее задач является слежение за субмаринами вероятного противника, которые несут межконтинентальные баллистические ракеты. Второй проект - часть ракетно-ядерного щита. "Борей" выходит на дежурство в позиционный район, из которого можно нанести ответный удар по территории противника.
Подводная лодка "Александр Невский" проекта 955 "Борей". Фото: Wikipedia
Поскольку каждая "стратегическая" лодка несет в себе потенциальную угрозу, слежка за ней - главная задача флота вероятного противника. Сразу после ее выхода в море авиация, надводные корабли и многоцелевые лодки-истребители пытаются сесть на хвост такой субмарине. Отсюда и главная задача командира корабля - хранить скрытность на переходе в позиционный район.
Учитывая высокий уровень противолодочных средств противника, сделать это не так-то просто. Каким бы совершенным ни был корабль, он не сможет стать полностью незаметным для современных средств слежения. Так, атомная субмарина оставляет радиационный след, электромагнитный. А поскольку размеры корабля велики, при движении под водой в некоторых условиях спутники могут засечь волну на поверхности океана. Наконец, главным демаскирующим фактором для атомных лодок является шум от работы тысяч механизмов на борту. Среди самых шумных устройств - паропроизводящие установки, которые приводят в движение турбины и винты, а также насосы и помпы. Для целого поколения отечественных субмарин шум был настоящим бичом. Американцы даже дали им прозвище "ревущая корова", что, к сожалению, соответствовало действительности.
В советское время повышенная шумность лодок чуть не вызвала скандал: военные обвинили конструкторов в прямом саботаже, было недалеко до самых ужасных последствий. Конечно, никакого злого умысла у проектировщиков субмарин не было. Они располагали возможностями, которые предоставляла промышленность, а она несколько уступала американской. Тем не менее определенные шаги по снижению шума были предприняты. Часть механизмов поместили на подрессоренные основания, лишив непосредственной связи с прочным корпусом. Это дало результат, но лодки все равно продолжали шуметь. Самое неприятное в этой истории, что американские субмарины вели себя намного тише, вплоть до того, что могли оставаться не обнаруженными, даже следуя за советской лодкой след в след. Этому способствовал эффект акустической тени, который создавался из-за собственного фона. Чтобы как-то бороться с американцами, как раз и был придуман маневр "сумасшедший Иван", когда лодка внезапно меняла курс на 180 градусов, чтобы прослушать кормовые углы. Однако и это не было панацеей.
Нужно сказать, что на американских лодках снижения шумности удалось добиться за счет иного подхода к проектированию. Американцы практически не использовали двухвальных схем, кроме этого, они не так широко применяли принцип двойного и тройного дублирования разных функций. На советских проектах, как правило, очень многие системы имели разные режимы управления, чтобы в случае аварии или выхода из строя электрооборудования можно было бы сохранить управление. Однако такое обилие механизмов как раз и создавало шумность. Американцы пошли по иному пути - они добивались безотказной работы каждого узла с таким расчетом, чтобы вообще не было необходимости дублировать какие-либо цепи управления. Плюс ко всему качество изготовления отдельных деталей на американской производственной базе было выше.
При строительстве лодок "Борей" и "Ясень" были учтены все недостатки прошлых проектов, и уровень шумности сравнялся с тем, которого добился вероятный противник, а в некоторых случаях стал даже ниже. Именно по этой причине разведывательные самолеты и корабли США проявляют такой интерес к базам Тихоокеанского флота, которые первыми получили новые корабли.
На новом поколении отечественных атомных лодок применены инновационные технологии, обеспечивающие шумопоглощение. Так, концерн "Техмаш" запустил новое резинотехническое производство в Чебоксарах на базе ЧПО имени В.И. Чапаева. Две современные линии по приготовлению резиновых смесей и смесительные камеры вместе с вулканизационным комплексом позволяют выпускать до 2500 т технических пластин требуемого качества, в том числе на базе новых рецептур резиновых смесей, что удовлетворяет потребность судостроительной отрасли России.
Недавно запущенное производство обеспечит выпуск покрытия для легких корпусов лодок с улучшенными показателями поглощения лишнего шума. По словам генерального директора концерна "Техмаш" Сергея Русакова, новые виды покрытий с уменьшенной массой и улучшенными характеристиками выгодно отличаются от западных образцов способностью к поглощению акустических сигналов широкого диапазона и высокими эксплуатационными показателями. Более того, высокотехнологичное производство позволит нам снизить трудоемкость, что в итоге отразится на цене конечного продукта.
Необходимо отметить, что, помимо продукции оборонного назначения, линия по производству резины вполне может справляться и с гражданскими заказами.