Лидерами потребления газа в Европе этой зимой стали клиенты "Газпрома" в странах Западной и Восточной Европы. Аномальные холода подтвердили, что увеличение мощности "Северного потока", а также строительство "Турецкого потока" отвечает интересам жителей Европы, так как возможности украинской газотранспортной системы вызывают все больше сомнений.
Фото: сайт "Северного потока"
Волна холода, накрывшая Европу, потребовала от России увеличения поставок газа. По сообщению "Газпрома", в минувшем году был поставлен рекорд поставок газа в дальнее зарубежье - 179,3 млрд куб. метров. В частности, экспорт в Великобританию вырос на 59,9% и составил 17,8 млрд куб. метров. На 24,2% выросли потоки газа в Польшу, на 37,9% - в Австрию. Поставки в Данию выросли на 156,2% до 1,7 млрд куб. метров. Объем прокачки газа в Германию достиг 49,8 млрд куб. м, увеличившись на 10% по сравнению с прошлым годом.
Три дня подряд - 4, 5 и 6 января - концерн отмечал рекордные объемы поставок газа, достигавшие 165,2 млн куб. метров. По оценке главы "Газпрома", в настоящее время объем загрузки "Северного потока" в пересчете на год на 10% превышает проектные объемы газопровода.
"Ключевые европейские страны, многие из которых являются потенциальными импортерами объемов "Северного потока - 2", демонстрируют существенный рост спроса на российский газ. Сложившаяся тенденция подтверждает заинтересованность потребителей в реализации проекта и говорит о его растущей актуальности", - цитирует сообщение "Газпрома" ТАСС.
Сегодня решены основные вопросы, связанные с прокладкой второй очереди "Северного потока". Ввод его в строй намечен на конец 2019 года. Его пропускная способность составит 27,5 млрд куб. м в год. Капитальные затраты в проект оцениваются в €8 млрд, а общая стоимость с учетом привлечения проектного финансирования - в €9,9 миллиарда.
В то же время в связи с холодами Украина увеличила объемы отбора природного газа из подземных хранилищ. Как пишет РИА "Новости", ссылаясь на пресс-секретаря "Укртрансгаза" Максима Белявского, объемы отбора газа из подземных хранилищ повысились до 100 млн куб. м в сутки. Он также указал, что все заказы стран-импортеров выполняются в полном объеме.
И тем не менее обозреватель Forbes Кеннет Рапоза считает, что Киеву пришло время задуматься, что будет с энергетикой страны, когда поток легких денег за транзит российского газа сойдет на нет.
К такому выводу он пришел, проанализировав данные Европейской сети операторов систем транспортировки природного газа (ENTSOG), согласно которым в последнюю неделю года объем газа, поставляемого из Россию в Европу через Украину, значительно снизился, сообщает РИА "Новости".
Те же заботы занимают и главу "Нафтогаза" Андрея Коболева. В интервью украинскому "5 каналу" он признал, что Украине будет очень тяжело оставаться транзитной страной для российского газа без привлечения к управлению газотранспортной системой европейской компании.
По его словам, Украина готова поделиться частью своего бизнеса ради сохранения транзита через свою территорию и после 2019 г., когда истечет срок газовых контрактов с Россией, которые в Киеве считают "кабальными". Он признал, что Россия оказалась "очень мощным оппонентом", который делает Европе выгодное предложение с "Северным потоком - 2". Ведь в результате реализации этого проекта, а также "Турецкого потока", Москва может перестать использовать украинские газотранспортные мощности для поставок в Европу.
В конце декабря правительство Турции утвердило российско-турецкое межправительственное соглашение, касающееся проекта газопровода "Турецкий поток". Он предполагает строительство двух ниток магистрального газопровода по дну Черного моря мощностью 15,75 млрд куб. м газа каждая. Одна нитка предусмотрена для поставок газа непосредственно на турецкий рынок, другая - для поставок газа в европейские страны. Однако прокладка второй нитки будет зависеть от заинтересованности Европы в поставках российского газа.
В этом случае свою роль будет играть рынок, так как потребитель сможет выбрать, по каким ценам получать газ из России. По признанию самого Коболева, транзит по Украине будет обходиться европейцам дороже.