Маршруты поездов могут укоротить

Читать в полной версии →
В правительстве начали обсуждать реформу пассажирских железнодорожных перевозок на дальние расстояния. Плацкартные вагоны заменят на купе, а от поездок длиннее тысячи километров откажутся в пользу авиатранспорта

В правительстве России начали обсуждать реформу пассажирских железнодорожных перевозок. Среди предложений: замена плацкартных вагонов на купейные, отказ от поездок длиннее 1 тыс. км в пользу авиатранспорта и конец монополии ОАО "РЖД". Само ОАО "РЖД" сомневается в целесообразности реформы.

Фото: Wikipedia 

Доклад Минэкономики по основным вопросам модернизации пассажирских железнодорожных перевозок на днях направлен в правительство. Как пояснили в министерстве изданию "КоммерсантЪ", предварительно тема была проработана с Минтрансом, ОАО "РЖД", Советом потребителей услуг монополии. Основу предложений составляет концепция целевой модели рынка, подготовленной Советом потребителей.

Одна из главных идей - в период с 2017 по 2019 г. оптимизировать маршруты. На перегонах до 1 тыс. км предлагается развивать железнодорожное сообщение, но если расстояние больше, тогда рекомендуется отказаться от поездов в пользу самолетов. На дистанции свыше 3 тыс. км вообще считают нужным сохранить лишь перевозки из труднодоступных районов и имиджевые маршруты, такие как Москва - Пекин или Москва - Владивосток.

При этом комфорт пассажиров в поездках должен быть в приоритете. Соответственно, долю плацкартных и общих вагонов предлагается сократить до 10% от общего числа.

Главным перевозчиком, согласно концепции, пока останется Федеральная пассажирская компания (ФПК) ОАО "РЖД". Она же будет выступать "гарантирующим перевозчиком" на безальтернативных маршрутах. Но ее доля на рынке к 2030 г. снизится до 70%. Допускается также частичная приватизация ФПК. А с региональных пассажирских компаний предлагается снять ограничение на работу на дистанции свыше 200 км и допустить их к межрегиональным перевозкам. Это повысит конкуренцию и снизит напряженность на наиболее загруженных маршрутах, полагают авторы идеи.

В целях повышения конкуренции предлагается и постепенная демонополизация владения всеми видами подвижного состава, в том числе тягового: в итоге не менее 50% вагонов и локомотивов уйдет от РЖД. ФАС должна до 2019 г. прописать соответствующий механизм и установить арендные ставки с правом выкупа.

Между тем в РЖД к предложенной реформе относятся скептически. Там подчеркивают, что правительство ранее утвердило концепцию развития пригородных перевозок до 2030 г., а также рассматривает проект концепции долгосрочного регулирования межрегиональных перевозок. В них уже "определены контуры целевой модели, основные участники и механизмы их взаимодействия". В связи с этим новые идеи модернизации рынка пассажирских перевозок не выглядят целесообразными.

Николай ВИКТОРОВ |
Выбор читателей