Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
На Украине разворачивается новая драма. Киевские власти ничего не могут или не хотят поделать с блокадой Донбасса. Железная дорога, по которой юго-восток снабжал страну углем, перекрыта радикалами. Организаторы блокады обвиняют официальный Киев в сговоре с олигархами и антиукраинской политике.
Петр Порошенко, Ринат Ахметов. Фото: "Утро"
Тем временем предприятия Донбасса стоят. ДНР и ЛНР, как и обещали, перевели их на внешнее управление, из-за того что радикалы не выполнили предъявленный народными республиками ультиматум и до первого марта так и не разблокировали железную дорогу. Теперь в Киеве ломают голову, где взять угля. А в Донбассе - что с ним делать. Неужели разрубить этот гордиев узел снова невозможно без России?
На бумаге и на деле
Юридически предприятия Донбасса пока еще украинские. Главный их собственник Ринат Ахметов заявил, что не откажется от своих активов в Донбассе и не будет платить налоги самопровозглашенным республикам ДНР и ЛНР.
В пресс-релизе, опубликованном на сайте группы компаний олигарха, говорится, что "Систем Кэпитал Менеджмент" (СКМ) "всегда работала и продолжает работать исключительно в рамках украинского законодательства". И никакое давление "не заставит группу компаний изменить юрисдикцию этих активов". При этом руководство СКМ лишний раз напомнило, что с начала конфликта в Донбассе пополнило бюджет Украины более чем на 100 млрд гривен.
Был покупатель - нет покупателя
Но как и с кем торговать теперь? В условиях экономической блокады, которую установили отряды украинских активистов, отправка продукции предприятий Донбасса на Украину невозможна. А это и уголь, и металлопрокат, и трубы разного диаметра. Без угля в Незалежной неизбежны перебои с отоплением - его в любом случае придется закупать, но где? А без металлопродукции невозможно строительство и ремонт. Недаром еще во вторник глава МВД Украины Арсен Аваков пытался "выбить" у премьера Владимира Гройсмана разрешение силой снять блокаду железной дороги. Но Гройсман почему-то не разрешил.
Фото: Facebook
И в итоге поставил предприятия украинской юрисдикции, находящиеся на территории ЛНР и ДНР, в патовую ситуацию. Донбасс, конечно, может рассчитывать, что продукцию купит Россия, но для нее такая "помощь" национализированных предприятий практически неизбежно обернется новыми санкциями со стороны Запада. А кроме того, новый игрок на рынке явно не придется по душе металлургическому Уралу или Кузбассу, которые едва выдохнули - из-за кризиса отечественной экономики они затягивали пояса и сокращали производство, и только к концу 2016 г. для них забрезжил свет в конце тоннеля.
Непростая логистика
Наконец, транспортировать огромную массу угля и металла в Россию не так-то просто. По словам заместителя главного редактора специализированного журнала "Металлоснабжение и сбыт" Леонида Хазанова, везти уголь и металл придется по железнодорожным путям. "Их там довольно мало. При этом железнодорожный таможенный пост на границе России с ДНР и ЛНР - украинский. Несмотря на то, что граница открыта. Ведь железнодорожные пути идут по украинской территории", - говорит эксперт. Понятное дело, что вагоны задержат.
"Можно, конечно, попробовать вывезти металл автотранспортом, - продолжает Леонид Хазанов, - но это очень большие объемы. Дороги не самые лучшие, да и найти столько машин будет сложно. Что касается российских игроков, как они к этому отнесутся - пока непонятно. Этого никто пока не понимает. Но ясно одно: российский рынок такое количество металла просто не поглотит. У нас ситуация не та сейчас в строительстве".
Переизбыток металла
А мощности у предприятий Ахметова и правда немалые. "Метинвест", основным акционером которого является Группа СКМ, в прошлом году выплавил 8,8 млн т чугуна.
"Давайте пересчитаем это на сталь (чугун - один из основных элементов производства стали), - предлагает Леонид Хазанов. - Куда мы все это денем? У нас и своих мощностей хватает. И по чугуну, и по стали. И по плоскому прокату, и по арматуре".
Теоретически, по мнению директора по инвестициям TKS partners Андрея Третельникова, продукция Группы СКМ может поставляться в Россию. Но только через посредников. Свою продукцию предприятия напрямую продавать не будут. А скорее всего, это будут делать трейдеры или перекупщики.
"Но не каждый металлотрейдер за это возьмется, а тем более в таких объемах, - поясняет Леонид Хазанов. - Это же не просто так делается. Нужно купить, положить на склад, и самое главное - продать! Лежащий металл на складе - это замороженные деньги".
Кто разрубит гордиев узел?
Пока трейдеры работать в Донбассе явно не спешат. А крупнейшие металлургические предприятия страны, среди которых Енакиевский металлургический завод, комбинат "Азовсталь, "Краснодонуголь" и другие, вынуждены остановить свою работу. Проблема беспокоит и Россию.
В Кремле в среду пообещали сделать все возможное для того, чтобы разрядить напряженность в этом регионе. Ранее в Москве о блокаде высказывались не иначе как с недоумением.
Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, Россия будет продолжать использовать свое влияние на Донбасс. Но оно "абсолютно не безгранично". Таким образом, в Москве намекнули, что Киеву лучше самому разобраться в сложившейся ситуации.
Однако Петр Порошенко пока бездействует. В среду президент Украины, принимая у себя глав МИД Великобритании и Польши, лишь публично потребовал расширить санкции против тех, кто "украл" украинские предприятия.
А вот премьер-министр Владимир Гройсман выступил уже с конкретной инициативой. Политик заявил, что блокада вынуждает Киев покупать уголь у России. Но тем самым он еще больше разозлил радикалов.
Фото: Михаил Соколов/ ТАСС
Африка не поможет
Депутат Верховной рады и по совместительству командир батальона "Донбасс" Семен Семенченко в своем видеоблоге тут же пообещал заблокировать железнодорожное сообщение с Россией, если оттуда пойдет уголь на Украину. Сам депутат уже давно обвиняет президента в "антигосударственных договорняках" с Ринатом Ахметовым.
Но, по мнению украинских экспертов, в условиях блокады поставки из России - единственный альтернативный вариант.
Как утверждает эксперт по вопросам экономического сектора Татьяна Бойко, импортом угля в стране толком никто не занимался. Он не был предусмотрен в прогнозном балансе топлива на прошлый год и практически не предусмотрен в этом году. А если привозить уголь, скажем, из Южной Африки, доставка займет три месяца. Но в украинском "Центрэнерго" уже жалуются, что запаса угля у них осталось только на сорок дней.
В Европе чувствуется усталость от конфликта
Иностранные летчики специально нарываются на неприятности