Готовивший покушение на Путина попросил пощады

Казахстанец Илья Пьянзин подал просьбу о помиловании. Заключенный утверждает, что не желал президенту зла, раскаивается и одобряет его мудрую политику. Руководство колонии выдало на осужденного положительную характеристику

Казахстанец Илья Пьянзин, осужденный в 2013 г. на десять лет за подготовку покушения на президента РФ Владимира Путина, попросил у него помилования. Свою просьбу он подкрепил аргументами и сообщил, что раскаивается в содеянном. Документ, впрочем, может не дойти до главы государства: сперва его рассмотрит региональная комиссия по вопросам помилования.

Илья Пьянзин. Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов 

Пьянзин отбывает наказание в колонии строгого режима №26 (поселок Спиридоновка Волжского района Самарской области). Там он работает закройщиком швейного цеха. Просьбу о помиловании арестант передал в администрацию пенитенциарного учреждения еще в мае. Два месяца ушло на проверку и утверждение просьбы и на подготовку характеристики на заключенного. В комиссию по вопросам помилования при губернаторе Самарской области бумага поступила на днях, сообщает "КоммерсантЪ".

В документе Пьянзин тщательно аргументировал свою просьбу. Он написал, что обращается лично к Путину, поскольку преступление, за которое его осудили, было направлено против него. Пьянзин уверяет, что лично не желал зла президенту России, которого видел только по телевизору, а участником антипутинского заговора, который готовился в Одессе, стал чисто случайно, под влиянием сбежавших из России приятелей-чеченцев. Когда он понял, во что его втянули, пишет заключенный, он "испугался, хотя и понимал, что страх не может оправдать участия в этом глупом и абсолютно немотивированном преступлении".

В колонии Пьянзин стал внимательно следить за деятельностью Путина по телевизору, и она ему понравилась. Так, заключенный поддержал участие России в контртеррористической операции в Сирии и оценил ту помощь, которую оказывает Москва русскоязычному населению Украины. Пьянзин сообщил, что передал несколько своих месячных зарплат в фонд помощи детям непризнанных донбасских республик.

В администрации колонии просьбу о помиловании поддержали и выдали на осужденного положительную характеристику, сообщила его жена Марина Пьянзина. В ней говорится, что преступник встал на путь исправления, за четыре года отсидки не имел взысканий, зато регулярно поощрялся за добросовестное отношение к учебе и труду, а также за участие в спортивных мероприятиях. В центре трудовой адаптации он освоил четыре специальности - раскройщика, отделочника, столяра и токаря. Без участия Пьянзина не обходится ни один товарищеский футбольный матч между командами охранников и осужденных.

По словам юристов, едва ли Пьянзин мог благодаря этим достижениям рассчитывать на условно-досрочное освобождение, поскольку это долгий и многоступенчатый процесс. Поэтому адвокаты и посоветовали ему подать прошение о помиловании.

Жена участника покушения на президента сообщила, что в случае освобождения мужа встретит его дома, заставит работать по одной из новых специальностей и адаптирует к мирной жизни. По ее словам, она пыталась пробиться на "прямую линию" с Владимиром Путиным, чтобы рассказать, "как тяжело одной работать, управляться с детьми, да еще и регулярно таскать на себе из Казахстана в Самарскую область 20-килограммовые коробки с фруктами и запеченной бараниной". Но ей так и не дали высказаться.

Марина Пьянзина рассказала, что в 2000-е она работал врачом по контрактам в разных арабских странах, а ее муж сидел дома и присматривал за детьми. Когда они жили в Египте в 2012 г., ей срочно пришлось ненадолго уехать на родину, и за это время Илья Пьянзин попал под дурное влияние выходцев из Чечни Адама Осмаева и Руслана Мадаева. Казахстанец не знал, что первый является членом запрещенной в РФ террористической группировки "Имарат Кавказ" и находится в розыске за подготовку покушения на главу Чечни Рамзана Кадырова. Когда новые знакомые позвали Пьянзина на Украину заниматься бизнесом, тот согласился.

В Одессе чеченцы начали изготавливать бомбы и подрывать их в безлюдных местах для тренировки. Пьянзин понял, что они готовят теракт против руководства России, но противиться боевикам не решился. Группировка распалась сама собой после того, как одна из бомб в январе 2012 г. взорвалась прямо в руках Мадаева. Тот погиб, раненый Пьянзин попал в больницу, а Осмаев сбежал. К февралю оба выживших оказались в СИЗО по обвинению в подготовке теракта.

После этого Пьянзина экстрадировали в Россию, где он заключил досудебное соглашение о сотрудничестве с Генпрокуратурой, признал свою вину и получил по приговору суда в особом порядке десять лет колонии строгого режима за подготовку посягательства на жизнь госдеятеля, бандитизм и незаконный оборот оружия и боеприпасов (ст. 277, 209, 222 и 223 УК РФ).

Осмаев пожаловался в ЕСПЧ и избежал выдачи на родину по политическим соображениям. После "евромайдана", в ноябре 2014-го, с него сняли обвинения в терроризме, и суд зачел ему в срок заключения по обвинению в незаконном обороте оружия то время, что боевик пробыл под следствием. Выйдя на свободу, Осмаев примкнул к "антитеррористической операции" украинской армии на Донбассе. В начале июня этого года он был тяжело ранен во время покушения, совершенного его же земляком.

Выбор читателей