Сон поможет победить рак

Препараты с мелатонином способствуют уничтожению злокачественных клеток

Это вещество регулирует распорядок дня, отвечая за засыпание и пробуждение. Оно также является сильным антиоксидантом, которое может убивать агрессивные молекулы внутри клеток. Однако недавно российские ученые пришли к выводам, что с помощью гормона сна возможно еще и остановить развитие онкологии.

Биологи выяснили, что мелатонин усиливает действие противораковых препаратов, которые имеют страшные побочные эффекты. Например, ретиноевую кислоту (аналог витамина А) активно используют при лечении лейкоза. Однако из-за приема большого количества лекарств, содержащих этот элемент, у пациентов начинается лихорадка, появляются отеки и отдышка.

Ольга Крестинина и ее коллеги из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН в Пущино провели ряд экспериментов. Специалисты уменьшали дозу ретиноевой кислоты и добавляли гормон сна в препарат. А после внедряли это вещество в раковые клетки, которые извлекли из злокачественной опухоли пациентки, умершей от острого промиелоцитарного лейкоза.

В результате опасные клетки погибали, причем даже тогда, когда доза витамина А была меньше в 100 тысяч раз, чем обычно дают больным. Полученное вещество подавляло синтез белка Bcl-2, который защищает раковые клетки от самоуничтожения, в результате они массово умирали.

"Сочетание мелатонина и ретиноевой кислоты привело к уменьшению числа опухолевых клеток на 70%, а делящихся клеток – на 64%", – рассказала Крестинина в статье, опубликованной на сайте International Journal of Molecular Sciences.

По мнению ученых, гормон сна поможет снизить токсичность и усилить эффективность препаратов и для лечения других видов рака. Вероятно, пройдет совсем мало времени, когда начнутся клинические испытания лекарств, так как мелатонин хорошо изучен.