Египет готовится к войне

Борьба за водные ресурсы может обернуться третьей мировой

На Африканском континенте разгорается жесточайший конфликт. Причиной стало строительство плотины и ГЭС на реке Нил, которое развернула Эфиопия. Каир, прежде упустивший момент, теперь безуспешно пытается договориться с Аддис-Абебой полюбовно. Но все больше голосов в Египте раздается за военное разрешение ситуации. И тогда не только россияне лишатся отдыха на курортах Красного моря, столь долгожданное возвращение которого сулят в феврале, но и Южная Европа погибнет под потоком беженцев из Африки.

До недавнего времени отношения между Египтом и Эфиопией регулировались соглашением, подписанным под кураторством Великобритании еще в 1929 г., напоминает "Взгляд". Тогда правитель Эфиопии торжественно обещал, что его страна не будет вести никаких работ на Голубом Ниле, озере Тана и реке Собат, наполняющих водами великую африканскую реку Нил. Более того, Каир получил право ставить табу на любые проекты Эфиопии, которые, по его мнению, вредят интересам Египта.

Но не прошло и века, как Аддис-Абеба решила избавиться от колониальных пережитков. В обстановке строжайшей секретности в 2010 г. в страну прибыли американские специалисты, которые произвели расчеты и составили проект ГЭС Grand Ethiopian Renaissance Dam. Реализовать его взялись итальянцы. Спонсировать - китайцы и в малой доле бедные страны Южной Африки в надежде получить часть электроэнергии от новой ГЭС.

Проект вышел действительно грандиозный. ГЭС задумана больше и мощнее российской Саяно-Шушенской. И главное - она уже наполовину построена, поэтому-то завеса тайны и пала и египтяне засуетились.

По-хорошему им надо было браться за дело хотя бы в 2013 г., когда парламент Эфиопии проголосовал за отмену старых соглашений с соседними государствами и заключение новых. Но тогда к власти в Египте после свержения Хосни Мубарака пришел Мухаммед Мурси с "Братьями-мусульманами". У них были другие задачи - подавить волнения в стране.

Пришедший на место Мурси Абдель Фаттах ас-Сиси за дело взялся и даже заключил в 2015 г. трехсторонний договор с Эфиопией и Суданом по Нилу. Однако жестких формулировок не добился, а на расплывчатое обещание "соблюдать интересы Египта" соседи, как видим, наплевали.

Сейчас Египет откровенно паникует. И есть от чего. Плотина в верховьях Нила лишит страну полноводной реки, благодаря которой живет большая часть населения. Пока Каир не оставляет надежд на дипломатическое разрешение конфликта. На днях в Аддис-Абебу на очередные переговоры вновь отправился министр иностранных дел Египта Самех Шукри. Но шансы, как все понимают, невелики. Поэтому египтяне открыто говорят, что готовы взяться за оружие. А войны за природные ресурсы во все времена были самыми губительными.

Выбор читателей