Российскую сторону представлял Министр экономического развития и торговли Герман Греф. Говоря о вхождении России в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона, глава МЭРТ отметил три основных направления интеграции. В первую очередь, это топливно-энергетическая область. Не секрет, что восточные соседи России испытывают определенный недостаток энергоресурсов и крайне заинтересованы в достижении энергетической стабильности. В связи с этим из уст Германа Грефа прозвучало предложение о создании единого стратегического нефтяного фонда с участием России, Японии, Китая и республики Корея. Кроме того, министр еще раз напомнил о достаточно давней идее создания энергомоста для передачи электроэнергии из России в страны АТР.
Другим направлением, по которому должна пойти ожидаемая интеграция России в экономику АТР, должно стать транспортное. Согласно российским предложениям, Россия может выступить в роли транспортного коридора, который свяжет Европу со странами и тихоокеанскими портами Дальнего Востока. Правда, необходимым условием для этого должна стать модернизация Транссибирской железнодорожной магистрали, для чего потребуются инвестиции от заинтересованных в реализации проекта сторон.
Третье направление стратегического сотрудничества между Россией и странами Азиатского региона – научно-технологическое. "Президент Владимир Путин поставил задачу сделать Россию страной, вывозящей и торгующей технологиями", – заявил глава МЭРТ. По мнению Грефа, сегодня существует определенный потенциал для вывода на должный уровень российских высокотехнологических производств.
Выбор российской стороной российско-японского саммита для того, чтобы в очередной раз заявить о своих намерениях относительно дальневосточного региона, в общем-то понятен. Несмотря на собственные серьезные экономические проблемы и усиление роли Китая, Япония по-прежнему остается лидером, мнение которого имеет большое значение для всех стран региона.
И все же, несмотря на всю актуальность и потенциальную необходимость усиления экономического присутствия России в АТР, предлагаемая российской стороной программа вызывает ряд вопросов. Прежде всего стоит заметить, что из всех предложений наиболее близкой японской стороне видится часть, касающаяся энергетических вопросов. Как отметил сам Герман Греф, японские деловые круги рассматривают возможность участия в российско-японской программе сотрудничества в области энергетики. По большому счету, для России это будет сведено к поставкам электричества и углеводородов в азиатские страны. Но согласно заявлениям Грефа получается, что по предполагаемому энергомосту, связывающему российский Дальний Восток с другими странами, электроэнергия должна поступать именно из тех регионов, которые в течение последнего времени сами испытывают ее хронический дефицит. И до тех пор, пока здесь не будет в избытке электроэнергии, вряд ли можно серьезно говорить о каких-либо энергомостах.
Идея "Евразийского транспортного коридора" более актуальна и выгодна для России, которая в результате ее реализации может получить хороший доход от транзита грузов. К сожалению, несмотря на давно идущие разговоры о создании такого коридора, дело практически не сдвинулось с мертвой точки. Реализация идеи связана с большими инвестициями, получение которых пока не представляется возможным по ряду причин политического и экономического характера. Это и основной камень преткновения в российско-японских отношениях – территориальный вопрос, и присущие России достаточно высокие страновые риски.
Отдельный вопрос – технологическое сотрудничество. Слова российского президента относительно торговли технологиями вряд ли нужно понимать буквально. Торговать технологиями, как это делают США, некоторые европейские страны или Япония, вряд ли под силу современной России. Однако существуют некоторые ниши, в которых наша страна действительно обладает определенными научно-технологическими преимуществами: это высокие (порой и выше мирового уровня) технологии в ядерной энергетике, аэрокосмической и некоторых других областях. И в отношениях со странами АТР позиции России по этим направлениям действительно сильны и перспективны.
Возвращаясь к итогам российско-японского саммита, надо отметить, что, несмотря на "громадье планов", реальные перспективы сотрудничества на сегодняшний момент куда более скромные. Основным тормозом в российско-японских экономических отношениях остается нерешенность территориального вопроса. В итоговом документе форума подчеркивается, что "участники признают свою готовность и впредь активно искать пути взаимовыгодного сотрудничества, содействовать заключению мирного договора путем решения вопроса о принадлежности островов", но реальные перспективы окончательного решения вопроса по-прежнему туманны. Не стоит забывать и о крайне сложном экономическом положении, в котором находится сама Японии и многие крупные японские компании. Поэтому в возможность серьезных инвестиций с японской стороны в крупные совместные проекты пока что верится с трудом.