Как заявил вчера на заседании межфракционного объединения "Европейский клуб" Государственной думы России посол ФРГ Эрнст-Йорг фон Штуднитц, на сегодняшний день перед балтийскими странами стоит две основных проблемы. Первая – усилить охрану окружающей среды. И вторая – как лучше организовать сотрудничество всех организаций, работающих в этом регионе. "Мы старались поощрять все формы сотрудничества, - сказал г-н Штуднитц. - Особенно в области экономики и науке. Провели экономический форум, в котором приняли участие более 400 стран. Открыли при калининградском университете европейский факультет". Посол Германии добавил, что политика, проводимая Германией на посту председателя совета стран Балтийского моря, была направлена на расширение Евросоюза за счет вхождения в него прибалтийских государств. В частности, в ближайшее время в него собираются вступить еще четыре страны. На первый взгляд, смена страны-председателя не должна повлечь значительных изменений в развитии балтийского региона. Как заявил на заседании межфракционного депутатского объединения "Европейский клуб" представитель МИД России, Россия собирается продолжить политику, проводимую ее предшественником, однако в эти заверения верится с трудом, так как балтийский регион имеет для России стратегическое значение.
Во-первых, в последние годы бывшие прибалтийские республики СССР проводят явную антироссийскую политику. Только не открытую, а закулисную. То есть, официально правительства Латвии, Эстонии и Литвы демонстрируют полную лояльность по отношению к бывшим "оккупантам", как принято именовать русских в этих странах. Зато за спиной тайком во всю помогают американцам и англичанам собирать информацию против России. Ни для кого не секрет, что в последнее время Литва ведет активную разведдеятельность против России. И на территории этого государства ЦРУ, СИС и прочие американские и английские спецслужбы чувствуют себя как дома (представительство СИС вообще сидит за стенкой у ГБ Литвы). Более того, зачастую литовское ГБ нередко работает по их заказу. Во-вторых, бывшие прибалтийские республики во что бы то ни стало стремятся стать полноправными членами европейского сообщества и НАТО. А это явно противоречит интересам России, которая рассматривает расширение НАТО как угрозу.
Конечно, согласно установленным нормам, вопросы, связанные с безопасностью, не входят в ведение Совета государств Балтийского моря. Но, став председателем Совета, Россия все же получит рычаги давления на балтийские страны. В частности, экономические. Депутат Государственной думы Владимир Коптев-Дворников прокомментировал "Yтру" это так: "Влиять на вопросы безопасности Россия, безусловно, сможет, а вот воспрепятствовать нет. Прибалтийским странам гораздо важнее вступить в Европейское сообщество, а не в НАТО. НАТО для них не столь важно. К тому же сама проблема расширения НАТО на Восток несколько надумана. Без Европы у России нет будущего. Единственное лояльно относящееся к нам на Востоке государство – это Япония. Но и то только потому что тревожится из-за расширения позиций Китая. Но у нас с Японией есть проблемы из-за Курильских островов. Для нас наиболее приемлем союз с Европой. И основные проблемы, препятствующие этому союзу, были созданы благодаря взбалмошной внешней политике, проводимой в последние годы. Мы все время пытались оторвать Европу от США, а это невозможно. Поэтому нам надо либо прекратить это делать, либо пытаться как-то договориться с Америкой. Что же касается НАТО, то есть только один выход – заключить общий пакт безопасности".
Справка: Совет государств Балтийского моря (СГБМ) был учрежден еще в марте 92 года. В него вошли Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Финляндия, Швеция, Эстония и Россия. В 95 году в состав совета была принята еще и Исландия. В 99 году в совет в качестве наблюдателей были допущены еще несколько стран: Великобритания, Италия, США, Франция и Украина. Желание получить статус наблюдателя изъявляет также и Белоруссия. Однако этому препятствуют западные участники Совета. Деятельность Совета ограничивается координаторской деятельностью и вопросами, связанными с развитием сотрудничества в развитии демократии, экономики, науки и техники, энергетики, транспорта и коммуникаций. Все вопросы, связанные с безопасностью в ведения Совета не входят. В рамках этой координационной деятельности СГБМ также занимается организацией встреч руководства стран, входящих в этот Совет. Встречи глав правительств проводятся раз в два года. Сессии на уровне министров иностранных дел – ежегодно.