Общий объем заключенных сделок и контрактов на поставки авиационной и космической техники составил около 64 млрд. евро. Наибольшего успеха добился западноевропейский самолетостроительный консорциум Airbus Industries, входящий в аэрокосмический концерн EADS, который получил заказы на поставку 175 самолетов общей стоимостью 16,3 млрд. евро, в том числе самый крупный заказ от американской авиакомпании ILFC – на 111 машин стоимостью более 10 млрд. евро. Американский Boeing во время работы авиасалона получил заказы на поставку лишь 3 самолетов стоимостью 525 млн. долл.
Что касается контрактов, то наиболее существенным стало подписание соглашения стоимостью $120 млн. между Airbus Industries и Верхнесалдинским металлургическим производственным объединением, которое предусматривает поставку на протяжении 8 лет титанового проката и алюминиевых сплавов. Они будут использоваться в строительстве самолетов марки Airbus. Этот контракт является продолжением десятилетнего соглашения, срок которого истекает в нынешнем году. Он принес России, по предварительным данным, около $200 млн.
Наконец, третье соглашение было заключено между "Росавиакосмосом" и западноевропейской компанией Astrium. В соответствии с соглашением, компания Astrium, химкинские НПО имени Лавочкина и научный центр имени Бабакина создадут совместное предприятие, которое намерено разработать систему по спуску из космоса крупногабаритных и тяжелых объектов массой в несколько тонн.
Но это не самое неприятное. Мы катастрофически теряем рынок модернизации своей боевой авиатехники объемом в несколько миллиардов долларов, на который все более настойчиво рвутся западные компании. Доказательством этому служит представление на салоне боевого вертолета Ми-24 узбекских ВВС с бортовой авионикой французской фирмы "Сажем", израильского варианта вертолета Ми-8, варианты модернизации российской авиатехники (истребители МиГ-21 и МиГ-29, вертолеты Ми-8 и Ми-17), которые предлагают румынские и литовские компании.
В 2000 году ТАГО поставила ряду африканских стран 8 штурмовиков Су-25. В 1999 году ТАГО подписало контракт на поставку 10 самолетов Су-25 в Конго, из которых 4 были поставлены до конца декабря, а остальные 6 – в начале 2000 года. Как полагают эксперты, ТАГО имеет в запасе достаточное количество комплектующих, необходимых для сборки до 75 штурмовиков Су-25. Рынок модернизации этого штурмовика превышает 400 машин, а его объем составляет более 1 млрд. долл. Российские разработчики в качестве роялти смогут получить максимум сотую часть от этой суммы, поэтому неудивительно, что на такой лакомый кусок найдется много претендентов.
По сведениям западных СМИ, недавно в Израиль из Эфиопии для прохождения модернизации прибыл истребитель Су-27. Семь неновых самолетов этого типа, выведенных из состава ВВС РФ и переданных АВПК "Сухой", были проданы Аддис-Абебе в 1998 г. компанией "Промэкспорт". Теперь израильские конструкторы получили в свое распоряжение самолет, составляющий основу истребительной авиации России и являющийся главным предметом российского экспорта.
Скандал со швейцарской фирмой Noga, попытавшейся арестовать на Ле-Бурже российские боевые самолеты и экспонаты, несомненно, был направлен на срыв визита президента Франции Жака Ширака в Москву. Но кроме того, он подчеркивает нынешнюю слабость России, которую несчастная фирма из Швейцарии гоняет по всему свету.
В общем, 44-й Международный аэрокосмический салон в Ле-Бурже закончился, как заканчиваются большинство выставок такого типа. Кто-то получил контракты на гигантские суммы, а кто-то – в частности Россия – остался с чувством глубокого удовлетворения.