Россия в Ле-Бурже: потерянное небо

Читать в полной версии →
Закончился 44-й Международный аэрокосмический салон в Ле-Бурже. Кто-то получил контракты на гигантские суммы, а кто-то – в частности Россия – остался с чувством глубокого удовлетворения

Более 1800 фирм и компаний из 43 стран приняли участие в 44-м Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже во Франции. Выставку посетили более 300 тыс. человек, а на авиасалоне были представлены около 250 летательных аппаратов.

Общий объем заключенных сделок и контрактов на поставки авиационной и космической техники составил около 64 млрд. евро. Наибольшего успеха добился западноевропейский самолетостроительный консорциум Airbus Industries, входящий в аэрокосмический концерн EADS, который получил заказы на поставку 175 самолетов общей стоимостью 16,3 млрд. евро, в том числе самый крупный заказ от американской авиакомпании ILFC – на 111 машин стоимостью более 10 млрд. евро. Американский Boeing во время работы авиасалона получил заказы на поставку лишь 3 самолетов стоимостью 525 млн. долл.

Как выглядела Россия на фоне этих многомиллионных и многомиллиардных сделок? Как всегда. Не подумайте, что хорошо... В авиасалоне участвовало около 90 российских предприятий, которые представили свои разработки в виде плакатов, планшетов и буклетов. Из натурных образцов Россия показала всего 5 самолетов и вертолетов, которые уже выставлялись на других авиасалонах: пассажирский Ту-204, истребитель Су-30МКК, учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ, транспортник Ил-76 и боевой вертолет Ми-35М, оборудованный для ночных полетов.

Что касается контрактов, то наиболее существенным стало подписание соглашения стоимостью $120 млн. между Airbus Industries и Верхнесалдинским металлургическим производственным объединением, которое предусматривает поставку на протяжении 8 лет титанового проката и алюминиевых сплавов. Они будут использоваться в строительстве самолетов марки Airbus. Этот контракт является продолжением десятилетнего соглашения, срок которого истекает в нынешнем году. Он принес России, по предварительным данным, около $200 млн.

Объединение "Фазотрон – НИИР" заключило контракт на сумму в 5 миллионов долларов на оснащение китайских истребителей F-8 своими бортовыми радарами. По утверждению гендиректора "Фазотрона" Анатолия Канащенкова, китайской стороне будет поставлено в ближайшее время для 100 бортовых радаров "Жук". Он подчеркнул, что прорабатывается вопрос о передаче технологии изготовления бортовых радиолокационных станций на предприятиях китайского ВПК; данные приборы могут обнаруживать цели на расстоянии 130 км.

Наконец, третье соглашение было заключено между "Росавиакосмосом" и западноевропейской компанией Astrium. В соответствии с соглашением, компания Astrium, химкинские НПО имени Лавочкина и научный центр имени Бабакина создадут совместное предприятие, которое намерено разработать систему по спуску из космоса крупногабаритных и тяжелых объектов массой в несколько тонн.

Увы, Россия по-прежнему отстает в области военного и гражданского самолетостроения. Ведь фактически новые истребители типа Су-27 и его многочисленные модификации покупают только две страны – Индия и Китай. Гражданские самолеты российского производства не берет никто, за исключением ряда африканских и южно-американских стран.

Но это не самое неприятное. Мы катастрофически теряем рынок модернизации своей боевой авиатехники объемом в несколько миллиардов долларов, на который все более настойчиво рвутся западные компании. Доказательством этому служит представление на салоне боевого вертолета Ми-24 узбекских ВВС с бортовой авионикой французской фирмы "Сажем", израильского варианта вертолета Ми-8, варианты модернизации российской авиатехники (истребители МиГ-21 и МиГ-29, вертолеты Ми-8 и Ми-17), которые предлагают румынские и литовские компании.

Однако особый интерес представил модернизированный штурмовик Су-25К, созданный Тбилисским авиационным государственным объединением (ТАГО) (Грузия) совместно с израильской фирмой "Элбит системз". Он оснащен современным бортовым радиоэлектронным оборудованием с использованием технологий "стеклянной" кабины, а также систем доставки оружия к цели и навигации, отвечающих стандартам НАТО/ИКАО.

В 2000 году ТАГО поставила ряду африканских стран 8 штурмовиков Су-25. В 1999 году ТАГО подписало контракт на поставку 10 самолетов Су-25 в Конго, из которых 4 были поставлены до конца декабря, а остальные 6 – в начале 2000 года. Как полагают эксперты, ТАГО имеет в запасе достаточное количество комплектующих, необходимых для сборки до 75 штурмовиков Су-25. Рынок модернизации этого штурмовика превышает 400 машин, а его объем составляет более 1 млрд. долл. Российские разработчики в качестве роялти смогут получить максимум сотую часть от этой суммы, поэтому неудивительно, что на такой лакомый кусок найдется много претендентов.

По сведениям западных СМИ, недавно в Израиль из Эфиопии для прохождения модернизации прибыл истребитель Су-27. Семь неновых самолетов этого типа, выведенных из состава ВВС РФ и переданных АВПК "Сухой", были проданы Аддис-Абебе в 1998 г. компанией "Промэкспорт". Теперь израильские конструкторы получили в свое распоряжение самолет, составляющий основу истребительной авиации России и являющийся главным предметом российского экспорта.

Скандал со швейцарской фирмой Noga, попытавшейся арестовать на Ле-Бурже российские боевые самолеты и экспонаты, несомненно, был направлен на срыв визита президента Франции Жака Ширака в Москву. Но кроме того, он подчеркивает нынешнюю слабость России, которую несчастная фирма из Швейцарии гоняет по всему свету.

В общем, 44-й Международный аэрокосмический салон в Ле-Бурже закончился, как заканчиваются большинство выставок такого типа. Кто-то получил контракты на гигантские суммы, а кто-то – в частности Россия – остался с чувством глубокого удовлетворения.

Валерий АГЕЕВ |
Выбор читателей