Однако сейчас дело обстоит именно таким образом. Западное общество пресыщено компьютерной и другой высокотехнологичной техникой и не в силах уже переварить все то, что поступает на рынок. Вендоры изощряются в дизайне, маркетинге, способах организации бизнеса, но это не меняет сути дела. Когда на рынке есть пресыщение, никуда не деться от ценовых войн. Производить компьютеры может все большее число фирм, расположенных в различных уголках нашей планеты. Внутренние издержки производства в ряде регионов уже в разы ниже, чем в США или Европе. Производство перемещается на Тайвань, в Малайзию и даже в континентальный Китай. Компьютерные компании вынуждены прибегать к услугам контрактных производителей, вроде Flextronics и Sanmina-SCI, поскольку производственные издержки все растут, а прибыли падают. В результате объемы продаж крупнейших компьютерных корпораций, как правило, стабильны или даже снижаются, а у компаний, выполняющих их заказы, – непомерно растут. Тот же Flextronics в прошлом году смог увеличить суммарные доходы почти в 3 раза.
Практически все основные brand-name компьютерные корпорации давно превратились исключительно в компании, осуществляющие НИОКР и разрабатывающие маркетинговые ходы, в то время как продукция их производится другими. Доходит до того, что один контрактный производитель может аккумулировать промышленные заказы от многих корпораций и ему уже важно не ошибиться при расклейке лейблов на соответствующую им продукцию.
Чем дальше идет развитие компьютерной отрасли, тем труднее становится называть этот бизнес высокотехнологичным. Ситуация в среде компьютерных компаний усложняется еще и тем, что кризис этого бизнеса пришелся как раз на наиболее тяжелые времена американской экономики. Компьютерщики попали под двойной удар: с одной стороны их сжимает плохая конъюнктура в основных регионах потребления компьютерной техники, с другой – душит возрастающая внутренняя конкуренция.
Однако есть и такие, кто больше выиграл, чем проиграл от "старения" компьютерной индустрии. Взять хотя бы ее лидера – Dell. Самая бурно растущая компьютерная фирма всех времен и народов смогла увеличить свои доходы в 2001 финансовом году на 25% и даже закончила год с прибылью в $2,2 млрд., превысив ее исторический максимум. До слез разочарования руководителю компании, Майклу Деллу, более чем далеко. Некоторое время назад он заявил всему миру, что его компания намерена и в дальнейшем увеличивать свою долю рынка и довести ее до четверти мировых продаж компьютеров. Тогда ему мало кто верил. Но смена конъюнктуры начала делать свое дело: большинство других участников рынка стали уступать в конкурентной борьбе, продажи падали – дорога для Dell расчищалась. Даже недавний лидер рынка – Compaq не смог выдержать жесточайшей конкуренции, став убыточным. И сегодня слова г-на Делла никому уже не кажутся фантастическими.
С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.