Кризис компьютерного бизнеса

Читать в полной версии →
Производители ПК попали под двойной удар: с одной стороны их сжимает плохая конъюнктура в основных регионах потребления компьютерной техники, с другой – душит возрастающая внутренняя конкуренция

Научно-технический прогресс не стоит на месте. Все то, что еще недавно воспринималось как абсолютное торжество человеческой мысли, со временем становится вполне обычным. Еще лет пять назад трудно было представить, что персональный компьютер проделает такой же путь, как раньше – утюг, радио и телевизор.

Однако сейчас дело обстоит именно таким образом. Западное общество пресыщено компьютерной и другой высокотехнологичной техникой и не в силах уже переварить все то, что поступает на рынок. Вендоры изощряются в дизайне, маркетинге, способах организации бизнеса, но это не меняет сути дела. Когда на рынке есть пресыщение, никуда не деться от ценовых войн. Производить компьютеры может все большее число фирм, расположенных в различных уголках нашей планеты. Внутренние издержки производства в ряде регионов уже в разы ниже, чем в США или Европе. Производство перемещается на Тайвань, в Малайзию и даже в континентальный Китай. Компьютерные компании вынуждены прибегать к услугам контрактных производителей, вроде Flextronics и Sanmina-SCI, поскольку производственные издержки все растут, а прибыли падают. В результате объемы продаж крупнейших компьютерных корпораций, как правило, стабильны или даже снижаются, а у компаний, выполняющих их заказы, – непомерно растут. Тот же Flextronics в прошлом году смог увеличить суммарные доходы почти в 3 раза.

Практически все основные brand-name компьютерные корпорации давно превратились исключительно в компании, осуществляющие НИОКР и разрабатывающие маркетинговые ходы, в то время как продукция их производится другими. Доходит до того, что один контрактный производитель может аккумулировать промышленные заказы от многих корпораций и ему уже важно не ошибиться при расклейке лейблов на соответствующую им продукцию.

Чем дальше идет развитие компьютерной отрасли, тем труднее становится называть этот бизнес высокотехнологичным. Ситуация в среде компьютерных компаний усложняется еще и тем, что кризис этого бизнеса пришелся как раз на наиболее тяжелые времена американской экономики. Компьютерщики попали под двойной удар: с одной стороны их сжимает плохая конъюнктура в основных регионах потребления компьютерной техники, с другой – душит возрастающая внутренняя конкуренция.

Однако есть и такие, кто больше выиграл, чем проиграл от "старения" компьютерной индустрии. Взять хотя бы ее лидера – Dell. Самая бурно растущая компьютерная фирма всех времен и народов смогла увеличить свои доходы в 2001 финансовом году на 25% и даже закончила год с прибылью в $2,2 млрд., превысив ее исторический максимум. До слез разочарования руководителю компании, Майклу Деллу, более чем далеко. Некоторое время назад он заявил всему миру, что его компания намерена и в дальнейшем увеличивать свою долю рынка и довести ее до четверти мировых продаж компьютеров. Тогда ему мало кто верил. Но смена конъюнктуры начала делать свое дело: большинство других участников рынка стали уступать в конкурентной борьбе, продажи падали – дорога для Dell расчищалась. Даже недавний лидер рынка – Compaq не смог выдержать жесточайшей конкуренции, став убыточным. И сегодня слова г-на Делла никому уже не кажутся фантастическими.


С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.

Выбор читателей