Пока в Москве бушевали последние страсти ММКФ, в Санкт-Петербурге сдержанно, но с достоинством подвели итоги Х Международного "Фестиваля Фестивалей"
Пока в Москве бушевали последние страсти ММКФ, в Санкт-Петербурге сдержанно, но с достоинством подвели итоги Х Международного "Фестиваля Фестивалей". Десятый конкурсный киносмотр фильмов – "лучших из лучших", призеров и открытий международных фестивалей, 29 июня был объявлен закрытым. Призы вручены, гости разъехались. Подведем некоторые итоги.
Гран-при вручен фильму
"Кукушка" Александра Рогожкина, приз зрительских симпатий получила картина
"Поговори с ней" Педро Альмодовара. Дирекция фестиваля присудила приз за лучшую кинопрограмму Норвежскому киноинституту, представившему 12 фильмов, из которых особо отмечены были "Клевые и безумные" (Cool&Crazy) Кнута Эрика Йенсена и "Элинг" (Elling) Петтера Нэсса. Приз творческой поддержки имени Николая Овсянникова безо всякого сомнения заслужила группа молодых канадских кинематографистов с их уникальным мастер-классом "Кино-00": 15 канадцев на базе студии "Дебошир-фильм" на протяжении всего фестиваля (с 23 по 29 июня) сочиняли, снимали и монтировали короткометражные фильмы, которые ежедневно демонстрировались в культурном центре "Пушкинская 10". Приз города получил Народный артист СССР Николай Трофимов. Учрежденный в этом году спецприз компании Microsoft "За лучшие спецэффекты и компьютерную графику" достался фильму Дэвида Линча "Малхоланд драйв".
Но кинофорум такого уровня – это не только демонстрация заслуженных кинофаворитов и премьер будущего широкого проката, это также редчайшая возможность увидеть фильмы "одного показа", то, что не растиражировано, никому не известно, но сделано с высочайшим мастерством и с любовью к кинематографу.
Итак, три фильма ФФ, увидеть которые я посчитала большой честью для себя.
"90 минут из 90-х" – проект, созданный по инициативе Гетеборгского кинофестиваля, аганжирующего для снятия каждого 10-минутного эпизода нового режиссера. На протяжении 10 лет было снято 10 новелл – портрет 1990-х годов, сюрреалистическое художество, почин которому положен известным шведским режиссером Роем Андерссоном. Его новелла "Мир славы" является 10-минутной концентрированной 10-минутной версией известного фильма "Песни со второго этажа". Слепленная из длинных статичных кадров киноновелла иллюстрирует трагический мир одинокого человека, наполненный мрачноватым абсурдом. Шведский апокалипсис лишает нищих духом надежды на блаженство и спасения. Мир, каким мы его знали, уже закончился, и никакая новая жизнь не придет на замену. Такой же атмосферой проникнуты и остальные эпизоды картины, завершающие короткой нарезкой Даниэля Альфредсона – "10:10". Одна минута на каждый год, этапы обыкновенной жизни обыкновенной шведской семьи: влюбленность, тихое семейное счастье, кризис, депрессия, измена и так далее.
Второй фильм – центральное событие фестиваля.
"Дневник Вацлава Нижинского" Пола Кокса. Причудливые картины, озвученные закадровым текстом дневника известного танцовщика. Нижинский, уже оставивший сцену, Нижинский, находящийся на пороге безумия. "Я – бог, я – человек, я – негр, я – китаец, я – цветок, я – порыв ветра. Я люблю всех, мне неинтересна политика и войны – это все коммерция и суета, надо просто любить всех". Полет птицы, шум травы и деревьев – дополнительные иллюстрации к танцу, как раз и составляющему главную суть героя. Режиссер, чтобы дать представление о многогранности своего персонажа, вывел в роли Нижинского 28 актеров, в том числе и женщин. Пол Кокс, работает в такой манере, что пересказывать его фильм является задачей крайне неблагодарной: танец, виды природы, изощренность фантазий трагического героя – все вместе переплетается в ирреальную картину, дающую ощущение причастности к сокровенному знанию.
"Река" Алексея Балабанова, фильм с трагической судьбой. Его съемки были прерваны в связи с гибелью исполнительницы главной роли Туйары Свинобоевой. В данный момент фильм представляет собой смонтированный материал продолжительностью в 42 минуты и дополнен закадровым текстом с пояснениями пропущенных моментов и деталей, которые не суждено запечатлеть. Якутия XIX века. Самостийный лепрозорий местного значения. Времена, когда прокаженных просто изгоняли из общин и селений и они пытались выжить общими усилиями. Маленькая группа обреченных на смерть – старики, старухи, дети и молодые люди; иногда к изгоям прибиваются и здоровые, те, кто ушел по собственной воле. Одна из них – Анчик, пришедшая сюда к мужу. Однако ее муж, уже заболевший равнодушием к жизни, связался с другой женщиной, тоже кстати, избежавшей проказы и проживающей с больными по собственному желанию. Причины, по которым она оказалась здесь, неизвестны, разве что ее нестерпимый нрав. Редчайшей стервозности женщина является той разрушительной силой, которая сметает на своем пути всё и вся. Любовь, семья, вновь обретенный дом, попытки наладить в этих нечеловеческих мало-мальски устроенный быт – все терпит крах. Действие фильма, происходящего в пространстве тесной и темной юрты, где рядом с кипящим котлом персонажи прижигают свои язвы, где дети спят в обнимку со скотиной, доказывает несуществующее: кинематографические средства считаются недостаточными для передачи запахов – Балабанову это удалось. Тем не менее, душный и тесный мир, воздух, наполненный болезнью и зловонием выгребной ямы, – вся эта атмосфера не является основным сюжетом картины. Главное – это чудовищная история женщины, тяга к разрушению у которой страшнее болезни, голода, холода и самой смерти.