Сколько сегодня наличной валюты реально находится на руках, в чулках, кошельках и прочих местах у российского населения, сказать не может никто. Оценки колеблются в чрезвычайно широком диапазоне от $30 до $100 и более млрд. В частности, по последним данным Центра макроэкономических исследований (ЦМЭИ) компании "ЮНИКОН/МС Консультационная Группа", приводимых со ссылкой на Банк России, у населения и нефинансовых предприятий РФ на начало этого года находилось $36 млрд., или 97,5% от общего объема наличной иностранной валюты, принадлежащей резидентам. Помимо этого, остатки на валютных вкладах и депозитах физических лиц, предприятий и организаций в российских банках на начало года составляли порядка $15 млрд. Всего средства резидентов в наличной иностранной валюте на начало 2002 года составили $36,9 млрд., увеличившись за 2001 год на $0,9 млрд.
Но иностранная валюта в России – далеко не только актив сбережения. Это еще и проверенное временем неофициальное платежное средство, используемое для расчетов в "черных" и "серых" сферах нашей недоделанной экономики.
В таких могучих сферах потребительского рынка, как торговля недвижимостью (в крупных городах), подержанными автомобилями и прочими дорогостоящими предметами в качестве платежного средства выступает только иностранная валюта. Объяснение простое – надежность. Это защищенность от традиционных российских форс-мажоров, "мудрых" правил налогообложения, не менее "мудрых" указов властей, произвола силовиков (и к ним примкнувших) и т.п. Это еще и компактность при транспортировке: если, к примеру, миллион американских долларов сотенными купюрами помещается в средних размеров кейс, то для российских тысячерублевок таких кейсов нужно три.
На зеленой наличности построена и изрядная часть мелко- и среднеоптового оборота потребительских товаров. Причины – всё те же.
Таким образом, теневой наличный оборот, даже исключая его криминальную составляющую (рэкет, торговля наркотиками и оружием, проституция), в современной России вполне сопоставим с оборотом легальным, а значит, налогооблагаемым.
Тем не менее, создается впечатление, что, выкраивая очередные бюджетные копейки на науку, образование и здравоохранение путем откровенно неудачных налоговых нововведений, государство как бы не замечает целый пласт неподконтрольных ему экономических отношений.
Теоретически, ограничив продажу-покупку "зеленого нала" только случаями выезда/приезда за рубеж и загнав подматрасные накопления на карточные и другие банковские счета, можно заметно сократить теневой оборот и поднять налогооблагаемую базу. А вот практически... Во-первых, отечественная банковская система, несмотря на усилия правительства и самих банкиров, еще очень долго будет пугать россиян не хуже МММ или "Властилины". Легализовав свои накопления и положив их на счет в родном банке, человек не имеет гарантий от очередного кризиса (как самого банка, так и всей финансовой системы страны). Во-вторых, понятие "банковская тайна" в нашей стране зачастую вызывает лишь грустную усмешку. Пускать в полной мере в страну иностранные банки тоже никто не намерен – отечественные могут просто не выдержать конкуренции, и куда тогда деваться бедным банкирам?
Но что самое интересное, нынешняя схема хождения наличной валюты, похоже, не очень тяготит российских чиновников самых разных уровней. Получать взятки "наличкой" гораздо проще и удобней, нежели банковскими переводами, борзыми щенками и прочей натурой...
Так что любителям хрустящей "зелени" переживать не нужно – никто в ближайшее время не покусится на их вклады в банках. Главное – чтобы банки были поглубже зарыты.