Башкирские школьники и группа сопровождавших их взрослых должны были отправиться на отдых в Испанию еще в субботу, однако на свой рейс они не попали. По одной версии – из-за пробок, по другой – из-за ошибки турфирмы, указавшей вместо "Домодедово" аэропорт "Шереметьево". Школьники провели два дня в московской гостинице "Турист" и вечером в понедельник вылетели в Европу чартером "Башкирских авиалиний", спешно организованным для них Уфой. Почти в то же самое время из итальянского города Бергамо взлетает грузовой "Боинг 757" курьерской компании DHL, взявший курс на Брюссель.
Столкновение происходит в 23:43 по местному времени – это 1:43 по Москве (по другим данным – в 23:30 и 1:30 соответственно). Огненные шары, запечатленные на любительском видео случайного очевидца, обрушиваются на окраины городка Овинген, расположенного почти в 200 км от Мюнхена. Часть обломков падает в Боденское озеро. Выживших нет – самолеты столкнулись на скорости приблизительно 2 тыс. км/час.
Первые наброски схемы произошедшего таковы. Благополучно миновав Австрию и Германию, Ту-154 на четвертом часу полета входит в зону ответственности швейцарской диспетчерской службы. Она сразу ставит в известность команду российского авиалайнера об опасности выбранного коридора и несколько раз требует его изменить. Наконец, экипаж Ту-154 совершает маневр на снижение, но пересекающий его курс "Боинг" синхронно совершает тот же маневр, в результате чего оба самолета уже в новом воздушном коридоре сталкиваются.
Анто Мааг, пресс-секретарь швейцарского профсоюза авиадиспетчеров: "Швейцарские диспетчеры приняли оба самолета от своих немецких коллег лишь за несколько минут до столкновения".
Испанское информационное агентство ЭФЭ: авиакатастрофа "произошла 5 минут спустя после того, как "Туполев" вышел из зоны ответственности немецких служб воздушного контроля и вошел в зону, за которую отвечают швейцарские власти".
Аксель Гиц, представитель DHL: "Пункт контроля Цюрих, отвечающий за воздушное пространство в этом районе, постоянно вызывал русского пилота и просил его изменить высоту, поскольку он находился в месте, где не должен был находиться".
Между тем заместитель гендиректора "Башкирских авиалиний" Владимир Иванов заявил, что самолет следовал по своему маршруту и в своем эшелоне. Если это так (а установить это просто), то, даже оставив в стороне вопрос об ответственности наземных служб, в столкновении виноват именно экипаж "Боинга".
Так – да не так. Как заявил представитель Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Минтранса России Юрий Аверьянов, самолеты летели на одном эшелоне высоты на пересекающихся курсах, "само по себе это не было нарушением, а предусмотрено трассами". Управлять полетами авиалайнеров в такой ситуации должны диспетчеры. Итак, всё же диспетчеры...
Анто Мааг: "Проблема в том, что русский пилот не ответил сразу... Снижение было начато слишком поздно..."Если бы "Боинг" сохранил прежний курс, столкновения бы наверняка не произошло".
Ульрих Мюллер, министр транспорта земли Баден-Вюртемберг (ФРГ): "Российский пилот допустил грубейшую ошибку, не отреагировав на предостережения с земли, и это стало причиной трагедии... Авиадиспетчер (швейцарский) утверждает, что предупредил российского пилота о том, что самолет летит на слишком большой – для предписанной ему на этом участке – высоте (10960 м), и неоднократно призывал его снизиться, однако ответа не получил".
Тони Маага, руководителя цюрихского регионального контрольного центра авиадиспетчерской службы Sky Guide: "Команда на снижение была дана, когда Ту-154 находился в полутора минутах полета до пересечения трассы "Боинга".
Эрвин Хедгер, шеф полиции немецкой земли Баден-Вюртенберг: "Ту-154 получил от швейцарского авиадиспетчера первую команду на снижение только за 50 секунд до предполагаемого пересечения с траекторией полета грузового "Боинга"... Российский пилот среагировал только на вторую команду диспетчера".
Аксель Гиц: "В самую последнюю минуту наш пилот, предупрежденный аварийной системой оповещения о столкновении, также попытался скорректировать высоту. Однако было или слишком поздно, или у второго самолета не было подобной системы".
Аксель Гиц уверен, что "Боинг" начал снижение после срабатывания аварийной системы оповещения. Между тем швейцарские диспетчеры говорят иначе: это они предупредили "Боинг" о возможном столкновении и дали ему команду снижаться. Об этом же говорит Ульрих Мюллер. Но интересно и другое. Якобы сработавшая система оповещения включается как раз таки по сигналу, получаемому от подобной же системы, установленной в самолете, находящемся в опасной близости от первого. В Межгосударственном авиационном комитете говорят, для того, чтобы на "ТУ-154" сработал сигнал оповещения о приближении встречного самолета, он должен был получить аналогичный сигнал от "Боинга", т.е. системы должны были сработать синхронно. То, что российский самолет был оснащен подобной системой, уже подтверждено. Представитель службы гражданской авиации Минтранса заявил, что без такого оборудования "воздушные суда не могут находиться в воздушном пространстве Европы, и эта система должна была сработать". Российский чиновник может что-то путать, но нет оснований не верить чрезвычайно жесткой системе европейского контроля, допустившей российский лайнер в свое воздушное пространство.
Наконец, последнее обстоятельство: "Башкирские авиалинии" прекрасно знали, чьих детей они будут перевозить в Испанию, и потому самолет был выбран самый лучший и с самым современным оборудованием на борту. Большинство школьников, находившихся на борту Ту-154, были детьми высокопоставленных сотрудников администрации президента Башкирии, детьми министров, директоров заводов, ответственных чиновников. Все они учились в специализированной школе и по итогам учебного года и после побед на олимпиадах были премированы по линии ЮНЕСКО отдыхом в Испании. 52-х школьников вчера ожидали в четырехзвездочном испанском отеле Estival Park Hotel в популярном курортном местечке Коста-Дорада. Сотрудники отеля говорят, что места были подготовлены для 43 детей. Возможно, некоторых родители отправили за свой счет, хотя сегодня это уже совсем не важно.
Итак, подытожим. Строгие правила европейского авиаконтроля обязывали оба самолета иметь на борту оборудование, предупреждающее об опасном сближении двух машин. Не стоит сомневаться, что оно в наличии было. Другое дело – работало ли оно. Ту-154 стал уклоняться от неизбежного удара буквально в последнюю минуту. Это может значить, что либо его система оповещения была в неисправности, либо таковой являлась система оповещения "Боинга", не подавшая "знак" российскому борту. Оба этих варианта возможны, не будь... диспетчеров с их "призывами" к экипажу Ту-154 сменить курс. Почему российские пилоты услышали этот призыв так поздно (со второго раза)? По некоторым предположениям, они не успели переключиться на нужную частоту. Но есть и другая версия – "неразбериха", о которой конфиденциально сообщили швейцарцы своим германским коллегам, связана не с трагическим стечением обстоятельств, повлекших синхронное снижение обоих самолетов и их последующее столкновение, а с несогласованностью обеих диспетчерских служб – немецкой и швейцарской.
Только этим можно объяснить различные данные о том, в какое время одна служба передала российский самолет другой. Специалисты говорят, что диспетчер обязан был определить опасный курс для обоих воздушных судов по крайней мере за 20 (!) минут до столкновения. За 20 минут до столкновения, т.е. приблизительно в 23:10-23:15 Ту-154 летел в воздушном пространстве ФРГ. Именно немецкая службы безопасности полетов DFS должна были вовремя сигнализировать об опасности. У швейцарцев же оставалось слишком мало времени, чтобы предотвратить катастрофу – возможно, только эти мало что меняющие 50 секунд, за которые, как полагает большинство специалистов, сделать что-либо осмысленное обоим экипажам было крайне тяжело. Возможно поэтому "Башкирские авиалинии" готовы предъявить судебные иски именно немецкой диспетчерской службе, а не швейцарской.