Центробанк раздобрел

Читать в полной версии →
Ожидаемое снижение норматива обязательной продажи валюты станет еще одним либеральным шагом после того, как фактически оказалась разрушенной монополия ЦБ на реализацию валютной выручки

Исторический спор между Банком России и коммерческими банками относительно порядка и объемов обязательной продажи валютной выручки экспортерами, кажется, подходит к логическому завершению: председатель ЦБ Сергей Игнатьев в интервью газете "Ведомости" заявил, что уже к концу нынешнего года норматив сократится с нынешних 50% до 35%.

Обязательная продажа экспортной валютной выручки, как известно, была введена в качестве антикризисной меры после известных событий августа 1998 г. Осуществляться она могла только напрямую ЦБ либо на специализированных валютных биржах. В то время Центробанку необходимо было сохранить контроль за ситуацией, и, надо отметить, он прекрасно справился с задачей, походя установив абсолютное господство на валютном рынке. Как известно, наиболее ярым сторонником подобных мер выступал Виктор Геращенко. Последнее снижение норматива с 75% до 50% было воспринято "железным Гераклом" в штыки. Новый главный банкир об очередном этапе либерализации валютной политики говорит достаточно спокойно: "Я считаю, что одновременно с принятием закона ("О валютном контроле и валютном регулировании"), которое, надеюсь, состоится до конца года, можно сделать еще один шаг по снижению норматива обязательной продажи валютной выручки – до, скажем, 35%".

Наиболее рьяными сторонниками сокращения норматива обязательной продажи всегда выступали представители крупного и преимущественно экспортно-ориентированного бизнеса. Ожидаемое решение по послаблению валютного регулирования можно считать их заслуженной и долгожданной победой.

Резервы ЦБ сейчас достаточно велики и вполне достаточны для поддержания стабильного валютного курса. Более того, необходимость обязательного выкупа предлагаемой экспортерами валюты так или иначе связана с ростом выбрасываемой на рынок рублевой массы. Это, пожалуй, послужило одним из основных доводов в пользу подобного решения. В целом, намерение Центробанка сократить норматив обязательной продажи валютной выручки не играет для рынка значимой роли. Главный вывод из происходящего, пожалуй, таков: при новом руководстве ЦБ продолжает демонстративно смягчать свои контролирующие и регулирующие функции на рынке, демонстрируя немыслимый во времена Геращенко либерализм.

Ожидаемое снижение норматива обязательной продажи станет еще одним либеральным шагом после того, как фактически оказалась разрушенной монополия на реализацию валютной выручки экспортеров через подконтрольную Центробанку ММВБ. Верховный суд признал незаконной инструкцию ЦБ об обязательной продаже экспортной выручки только на ММВБ; 30 мая это решение было оставлено в силе кассационной инстанцией Верховного суда. Таким образом, банки получили вполне законную возможность продавать валюту своих клиентов на межбанковском рынке. Правда, в связи с ожидаемой демонополизацией рынка остается не до конца понятным вопрос с формированием официального валютного курса.

Сами банки пока не особо торопятся воспользоваться свободой выбора, ожидая, по всей видимости, дальнейших разъяснений со стороны ЦБ. Участники валютного рынка по-прежнему относятся к главному банку страны с уважением и даже трепетом, привитыми им еще во времена Геращенко.

Наталья ПРОХОРОВА |
Выбор читателей