Как покончить с газовой халявой
Часть I

Читать в полной версии →
Государственные расценки на газ – фактически халявные; дешевле только даром. К примеру, мазут в пересчете на условное топливо обходится потребителям в три раза дороже...

На прошлой неделе Михаил Касьянов заявил, что к концу года правительство вплотную займется разработкой концепции реформирования газовой отрасли – после того, как закончит разбираться с РАО "ЕЭС России" и МПС. "Газпром" станет последним из "естественных монополистов", обреченных то ли на терапию, то ли на хирургическое вмешательство, – в зависимости от того, что решат врачеватели из Белого дома, наслушавшись советов разношерстных лоббистов. Главную задачу реформирования газовой промышленности правительство видит в создании в отрасли "конкурентных основ". В самом общем плане тот "конкурентный газовый рынок", о котором толкует российский премьер, означает свободное ценообразование (т.е. лишение правительства права назначать цены) и свободный доступ к трубе (т.е. лишение "Газпрома" права монопольно распоряжаться газотранспортной системой). Цели простые, ясные и, как мы далее покажем, абсолютно неизбежные – в том смысле, что хочется или нет, но двигаться к ним придется. Как двигаться? – вот, собственно, в чем вопрос. Резко цены не поднимешь – промышленность может рухнуть (во всяком случае, нас старательно в этом убеждают), но и более чем пятикратный разрыв внутренних и экспортных цен – очевидный нонсенс. Полная же либерализация доступа к трубе, во-первых, способна подкосить экспортные цены, а во-вторых, уже через пару лет может упереться в потолок пропускной способности. Между тем строительство новых газопроводов – удовольствие недешевое: 1 км обходится, самое меньшее, в $500 тыс., и те газодобытчики, которые выложат на это свои кровные, естественно, захотят эксклюзивных прав на прокачку, сиречь ограничений для конкурентов.

Прежде чем рассуждать о перспективах собственно реформирования газовой отрасли, стоит, наверное, повнимательней приглядеться, что из себя представляет газовый рынок сегодня. Впрочем, из сказанного выше уже ясно: вся проблема в том, что именно рынка-то как раз и нет; есть некое полуадминистративное распределение по фиксированным ценам.

Халява, плиз!

На "Газпром" сегодня приходится 88-90% добываемого в стране газа. В прошлом году концерн добыл 512 млрд. кубометров газа, в нынешнем рассчитывает на 520 млрд., из которых 130 млрд. планирует экспортировать. Ежегодно правительство утверждает газовому монополисту лимиты поставок на внутренний рынок по твердым ценам. Сверх внутренних лимитов, экспортных поставок и потребления газа для собственных нужд остается крайне немного. Только эти сверхлимитные крохи (в 2002 году – 10 млрд. кубометров) и разрешается продавать российским потребителям по свободным ценам.

Государственные же расценки на газ – фактически халявные. К примеру, мазут в пересчете на условное топливо обходится потребителям в три раза дороже. Не удивительно, что те же энергетики стараются пробить себе газовые лимиты по максимуму. Таким образом, нынешний дефицит природного газа носит мнимый характер – просто рынок получает совершенно неверные стоимостные сигналы (от чего, кстати, в первую очередь страдают угольщики).

Бодания "Газпрома" (как и других естественных монополистов) с правительством по поводу расценок – отдельная песня. Правительство газовые тарифы регулярно повышает, но не так сильно, как хотелось бы газодобытчикам. В текущем году оптовые цены повышали дважды: на 20% с 15 февраля и на 15% с 1 июля. В ближайшие три года Минэкономразвития предлагает поднимать тарифы на газ таким образом, чтобы средняя цена за год возрастала не более чем на четверть.

Несмотря на увеличение оптовых цен, внутренние поставки остаются для "Газпрома" убыточными. Правда, июльское повышение снизит такие убытки за 2002 год с 21 млрд. до 12 млрд. рублей. Средняя внутренняя цена природного газа составляет теперь 572 руб. ($18,15) за 1 тыс. кубометров при себестоимости в 683 рубля (почти на 20% выше). Конечно, указанные убытки – мизер по сравнению с экспортными доходами газового гиганта, чистая прибыль которого только за первое полугодие составила 40,7 млрд. рублей. К тому же, его производственные издержки, мягко говоря, непрозрачны. Тем не менее, факт остается фактом: "Газпром" фактически субсидирует отечественную экономику в ущерб инвестициям в развитие своей материально-сырьевой базы. По оценкам председателя Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) Олега Жилина, поставки газа на внутренний рынок на 50% дотируются доходами от экспорта, а общий объем "скрытого субсидирования" превышает 180 млрд. рублей в год (это не считая задолженности потребителей, перевалившей за 46 млрд. рублей).

Где деньги, Зин?

Все было бы ничего, если бы эксплуатация месторождений не имела одну неприятную особенность: чем больше газа добываешь, тем его становится меньше, а стало быть, надо вкладывать деньги в освоение новых месторождений. "Газпром" планирует стабилизировать в ближайшие годы свою добычу на уровне 520-530 млрд. кубометров за счет месторождения "Заполярное", которое уже в этом году обеспечит 30 млрд., а через два-три года начнет давать свыше 100 млрд. кубов ежегодно, что покроет падение добычи на истощенных месторождениях. Однако прибылей для реализации своей инвестиционной программы "Газпрому" не хватает. Даже при ее урезании концы с концами никак не сходятся и для покрытия дефицита приходится залезать в новые долги. Причем на внутреннем рынке взять денег все сложнее – Центробанк недавно сделал предупреждение ряду комбанков, кредитующих "Газпром", по поводу превышения ими лимита кредитования одного заемщика. Остается искать счастья на международном финансовом рынке, а там условия пожестче. В нынешнем году "Газпром" уже занял путем эмиссии еврооблигаций $500 млн. (всего у него $9 млрд. внешних долгов).

1 августа, как и положено, "Газпром" представил в Минэкономразвития проект своего бюджета на следующий год, исполнив его, однако, в двух вариантах. Первый составлен из расчета, что оптовые цены на газ вырастут в среднем на 30%; тогда добыча составит 530-540 млрд. кубометров. Второй вариант – если тарифы вообще не будут увеличены – предусматривает удержание добычи на уровне 520 млрд. кубометров. В зависимости от тарифов запланированы и параметры инвестиционной программы, а также объемы заимствований. К слову, в бюджете на 2002 год инвестиционная программа "Газпрома" была урезана правительством со 160 млрд. до 141 млрд. рублей. В 2003 году концерн планирует осуществить капиталовложения в размере 130-150 млрд. рублей. Для того чтобы выйти на бездефицитный бюджет, необходимо, по газпромовским прикидкам, повышение внутренних цен еще как минимум на 40%, да и то при сегодняшнем уровне издержек (которые постоянно растут) на добычу и транспортировку, а также задействовании всех резервов по их сокращению.

Но даже если предположить, что правительство вдруг удовлетворит все тарифные чаяния своего любимого дитяти, это лишь облегчит долговое бремя последнего и поможет ему сохранить в ближайшей перспективе добычу в пределах, превышающих нынешний уровень максимум на 3-4%. Между тем, по экспертным оценкам, в среднесрочной перспективе внутренние потребности страны в природном газе будут возрастать на 3-5% ежегодно. Из этого следует, что без наращивания газодобычи независимыми производителями в России в скором времени может возникнуть уже не мнимый, а реальный дефицит голубого топлива.

Свобода от трубы

Независимые производители – это прежде всего нефтяные компании, а также компания (или, как они теперь себя величают, международная группа компаний) "Итера", взращенная на горе нынешним руководителеям"Газпрома" руководителями вяхиревского призыва. "Итера", добывающая в год примерно 30 млрд. кубометров и, кроме того, закупающая газ в ближнем зарубежье, – единственная независимая компания, допущенная к экспорту (на рынки СНГ). Речь, однако, пойдет, главным образом, о нефтяниках. Причем сразу оговоримся, что не будем здесь затрагивать отдельную, хотя и связанную с общими вопросами тему попутного газа, получаемого при нефтедобыче. Укажем только, что рынок попутного газа (которого вырабатывается порядка 30 млрд. кубометров в год) тоже не либерализирован; однако проблема для нефтяников не только в их отлученности от газовой трубы, но и в том, что газоперерабатывающие предприятия принадлежат "СИБУРу" – газпромовской "дочке". Так что выбор у нефтедобывающих компаний невелик: либо отдавать попутный газ монополисту за бесценок, либо сжигать в факелах.

Возвращаясь к вопросу о горючем природном газе, подчеркнем, что все преимущества независимых производителей перед "Газпромом", связанные с их правом продавать газ по договорным ценам, сводятся на нет отсутствием свободного доступа к трубе (Единая система газоснабжения находится в полном ведении "Газпрома") и, к тому же, высокими тарифами на прокачку. К экспорту, как уже упоминалось, их вообще не подпускают; что же касается внутреннего рынка, то транспортные тарифы для независимых производителей, установленные ФЭК (12 рублей за 1 тыс. кубометров на каждые 100 км) в два раза выше, чем для "Межрегионгаза" (еще одна "дочка" "Газпрома"). В этих условиях независимые производители фактически лишены возможности выходить на конечных потребителей и вынуждены просто закачивать свой газ в общую газпромовскую трубу (и, соответственно, довольствоваться государственными ценами). Если же удается заключить выгодный прямой договор с потребителем, то, как правило, газовый монополист исполнение такого договора блокирует – не пускает в трубу, и всё тут. Нет ничего удивительного в том, что нефтяники, которым принадлежит треть всех лицензий на газовые месторождения, не торопятся себе в убыток наращивать добычу.

Окончание следует.

Сергей ЭДУАРДОВ |
Выбор читателей