Самураи новорусского кино

Читать в полной версии →
"Раскаленная суббота" выглядит крепким коктейлем из всех мыслимых киножанров: триллера, мелодрамы, черной комедии, политической драмы и боевика. Эту смесь авторы рекомендуют употреблять быстро и залпом

"Раскаленная суббота", Россия, 2002 г.
Режиссер: Александр Митта
В ролях: Владимир Симонов, Виктория Толстоганова, Алексей Гуськов, Маша Абрамишвили

Эпиграф к фильму – вещь странная, будто намекающая: "Ребята, не распыляйтесь, не смотрите на гэги и трюки, не смейтесь над шутками, не плачьте от избытка чувств – следите за главным". Главное – оно, понятно, в эпиграфе, особенно если указано что-нибудь пафосное, псевдофилософское, китайская поговорка, например, или цитата из кодекса самурая: "Если у самурая есть выбор, то он выбирает путь к смерти".

Смысл эпиграфа, предваряющего клюквенную историю судьбы российского депутата, избранного в парламент в 1995 г., ускользает, но, если попытаться до него докопаться, то можно придти к выводу, что имеется в виду выбор современного отечественного кинематографа, избравшего тот самый путь к смерти, решившись соперничать с Голливудом его же методами.

Меня довольно часто попрекают предвзятостью по отношению к российским фильмам, а дело просто в том, что я не собираюсь делать им скидку, ахать и восхищаться просто от факта того, что слышу с экрана родной язык и вижу знакомые физиономии. Русское кино уже не дышит, но еще шевелится – вот он, печальный диагноз. Когда-то у нашего кино была великая эпоха, и режиссер нынешней "клюковки" Александр Митта – один из тех, кто когда-то создавал и славу той эпохи. Где ж вы вожжи утеряли, господа кинематографисты?

Задача ОАО "Роскинопрокат", выпускающего в данный момент целую обойму новейших фильмов, – "создание общероссийской сети кинотеатров в рамках проведения единой государственной политики в сфере кинематографии, которая станет основой для возрождения отечественного кинопроката и кинопроизводства". Первой ласточкой этой политики и стала "Раскаленная суббота", созданная автором учебника "Стереотипы драматургии" и экспертом в теоретических вопросах написания сценария. На кратком брифинге, предваряющем показ, Александр Митта сказал, что надеялся "оттянуть сегодняшнего зрителя от голливудской продукции". По его словам, фильм создавался в расчете на обычных посетителей кинотеатров, которыми, как известно, являются молодые люди, а также в расчете потрафить вкусам этих самых посетителей. А им, как известно, нравятся триллеры, стрелялки, сортирные гэги, незамысловатые мелодрамы и happy end. Альтернативу этому не способны придумать ни мастера, ни гении. Этот набор вечных истин и приоритетов Митта и решил слепить в один первый блин, открывающий новую эпоху отечественного кинопроката. Итак, в чем же состоит самурайский путь к смерти на новорусский лад?

Идет 1995 год, время экономических реформ и коррумпированности власти, неподкупный депутат Земцов (Владимир Симонов), его красавица жена Вера (Виктория Толстоганова) и лапочка-дочка отправляются за город на пикник под давлением старинного друга семьи – веселого и вооруженного до зубов Ивана (Алексей Гуськов). Жена и дочка депутата влюблены в террориста до смерти, а сам народный избранник до смерти его боится, потому как старинный друг ему открылся, показал талию, опоясанную тротиловыми шашками, признался, что застрелил на фирме троих милиционеров и украл 12 миллионов, естественно, баксов. Вот этот чемоданчик с деньгами и самого преступника и надо вывести из Москвы на депутатской "Волге", а пикничок – так, прикрытие для дам.

Ну и начинается road movie по-нашему, с быстрым сексом в сыром осеннем лесу, с деревенской свадебкой, с пьяной дракой, с переменой машин и лошадей и неожиданным финалом дороги: окажется, что Иван никого не грабил и не убивал, и не спасает он вовсе свою жизнь, и нет у него в чемодане никаких миллионов. А ведет он их всех к некоему условному олигарху (Анатолий Кузнецов), который ему велел депутата доставить и по дороге ему несколько рога обломать, чтобы стал неподкупный человек пушистым и шелковым и внес бы нужные поправки в законопроект. Ну, дальше самое веселье и начинается – настоящее, самурайское.

Условен в фильме не только олигарх, условен и сам сюжет, и его коллизии, и прочие мелочи. В Голливуде принято иногда подсчитывать и устанавливать рекорды по количеству всяческих накладок и несостыковок – типа наручных часов в гладиаторской массовке. "Раскаленная суббота" побьет любые рекорды в этом отношении. Соседи по зрительному залу утешали меня во время просмотра: "Это же кино, здесь все условно, зачем тебе художественная и историческая правда?". Да Бог с ней, с правдой… Гораздо интереснее было бы определить жанр представленной картины или хотя бы те ингредиенты, из которых она состоит, потому как чистота и цельность жанра в "Раскаленной субботе" и не ночевала. Что же это – черная комедия? Семейный фильм? Политическая сатира в стиле ретро? Мелодрама с элементами триллера? Боевик с элементами эротики? Лубочная сказка про честного депутата и высокие моральные ценности? Угодить всем невозможно, любой творец должен понимать, что существует ограничение аудитории: по возрасту ли, предпочтениям, а самое главное, что "кина для всех" не бывает. Вот и получается – кисло-сладкая мешанина, как рагу в романе Джерома К.Джерома. Мы же еще спасибо сказать должны, что крысу в это рагу не подложили.

Смотрите фильм в кинотеатрах "Люксор", "5 звезд", "Дом Ханжонкова", "Зарядье", "Матрица", "Художественный".

Евгения ПЛЯШКЕВИЧ |
Выбор читателей