По данным Госкомстата, один из наиболее ярких показателей состояния промышленных предприятий – сальдированный финансовый результат (СФР) (чистая прибыль минус чистый убыток) с января по август 2002 г. снизился на 27,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это можно расценивать как некоторое улучшение ситуации с суммарной прибылью хозяйствующих субъектов, поскольку за январь-июль падение СФР равнялось 34%. В ныне действующих ценах сальдированный финансовый результат составил 545,3 млрд. рублей (при расчете данного показателя используются финансовые данные предприятий, за исключением субъектов малого бизнеса, банков, страховых и бюджетных организаций).
Согласно последним данным, за январь-август текущего года 48,4 тысяч российских компаний получили суммарную прибыль в размере 735,8 млрд. рублей. 36 тысяч организаций завершили данный период с убытком 190,5 млрд. рублей. Доля убыточных предприятий за это время составила 42,7%, тогда как в январе-июле этот показатель равнялся 44,0%. Небольшое сокращение доли убыточных производств, безусловно, является положительным фактором, хотя и не столь показательным на фоне удручающе разнящейся динамики СФР по отраслям и индустриям.
Так, наиболее сильное падение СФР наблюдается в промышленности и строительстве – минус 38,7% и минус 17,7% соответственно. Напротив, хороший результат показала телекоммуникационная отрасль, здесь за восемь месяцев текущего года рост сальдированного финансового результата составил плюс 15%. К сожалению, данный рост имеет затухающую динамику, потому как за январь-июль изменение данного показателя составляло плюс 21,4%.
Рост прибыли (+2,7%) отмечен в транспортной отрасли. Однако многие эксперты объясняют это в первую очередь повышением "Транснефтью" тарифов на пользование трубопроводным транспортом.
Основную тревогу вызывает тот факт, что прибыли объясняются исключительно благоприятной конъюнктурой сырьевых рынков и ростом тарифов ("Газпром" и "Транснефть" в этом году поднимали тарифы дважды). Повышение же монопольных тарифов влияет на экономику и финансовое состояние компаний весьма дифференцировано. Прибыль монополистов после повышения цен на их товары и услуги начинает расти. Однако вместе с ней растут и издержки других субъектов экономики, пользующихся этими товарами и услугами. Как результат, параллельно с повышением прибыли монополий наблюдается ее снижение в остальных отраслях и индустриях.
Не надо забывать и о том, что основной рост прибыли приходится на нефтяную отрасль, что совершенно неудивительно, учитывая внешнюю конъюнктуру. Что же касается других производств, то здесь ситуация демонстрирует явное ухудшение. Так, сегодня излюбленным примером аналитиков является ситуация в автомобильной отрасли. Приостановленная работа конвейеров "ГАЗа" и "ВАЗа" наглядно демонстрирует положение дел в производствах с высоким уровнем передела, ориентированных на внутренний рынок.
Таким образом, динамика и распределение СФР еще раз подтверждают старую безрадостную истину об исключительной зависимости экономики от тарифно-сырьевого фактора. Структура российской экономики не претерпела никаких качественных изменений, несмотря на громкие заявления руководства страны. Более того, это означает, что с началом снижения цен на нефтяном рынке и падением доходов сырьевых компаний (обеспечивающих основную прибыль по экономике) общая ситуация начнет неизбежно ухудшаться. Иного исхода не предвидится ни при каком стечении обстоятельств. Единственное, что позволяет сохранять сомнительного свойства оптимизм, – это то, что из-за неспокойной мировой обстановки нынешний "нефтяной рай" может затянуться на неопределенное время.