Соглашение о намерениях построить газопровод протяженностью около 1500 км от месторождения Довлетабад на юго-востоке Туркменистана до пакистанского города Мултан (с возможным 650-километровым ответвлением в Индию) лидеры трех стран – Сапармурат Ниязов, Хамид Карзай и генерал Первез Мушарраф – подписали 30 мая с.г. в Исламабаде. На начальном этапе пропускная способность трубопровода определена в 15 млрд. кубометров газа в год, затем ее предполагается удвоить. Стоимость проекта оценивается в $2 млрд. (плюс еще $600 млн., если будет протянута нитка в Индию).
Планы сооружения такого газопровода обсуждаются далеко не первый год. В середине 90-х годов был даже создан консорциум во главе с американской компанией Unocal, подготовившей ТЭО первоначального проекта. Однако строительные работы так и не были начаты, Unocal из проекта вышла, а консорциум распался. Причина ясна – война в Афганистане. Сейчас под американским патронажем в старые планы пытаются вдохнуть новую жизнь, однако дальше слов дело по-прежнему не продвигается – хоть талибов* и побили, а мира как не было, так и нет. 800-километровый афганский участок проектируемого газопровода должен пройти через районы, контролируемые различными враждующими между собой группировками и полевыми командирами. Ни один частный инвестор в здравом уме вкладывать деньги в это начинание не станет. Хотя проект и поддержали Азиатский банк развития и Всемирный банк, но, опять же, пока только на словах.
Проблема, между тем, не только в обеспечении безопасности на трассе будущего трубопровода, но и в том, что самому Пакистану туркменский газ не очень-то и нужен. Страна потребляет всего 19 млрд. куб. м в год и в основном обходится собственной добычей. Так что экономически оправданным указанный проект может быть только при расчете на индийский рынок. Потребление природного газа в Индии в настоящее время также невелико (около 25 млрд. куб. м в год) и тоже покрывается преимущественно внутренней добычей, однако потребности в этом энергоносителе стремительно растут, в первую очередь благодаря осуществлению индийским правительством своего рода "плана ГОЭЛРО" по строительству тепловых электростанций. При этом собственные достоверные запасы газа большими не назовешь – всего 650 млрд. куб. метров; к тому же, это шельфовые месторождения, на которых себестоимость добычи довольно высока. Импорт сжиженного газа танкерами из Ирана, Омана, Катара и ОАЭ тоже недешев, но до тех пор, пока объемы этих закупок сравнительно невелики, такой вариант вполне приемлем. В перспективе же Индии позарез нужна инфраструктура газового импорта, обеспечивающая минимум транспортных издержек, – ведь, по мнению многих специалистов, уже в среднесрочной перспективе страна может стать одним из крупнейших мировых импортеров "голубого топлива". Взять это топливо в больших количествах Дели может по существу только из двух источников – либо из Туркменистана, либо из Ирана.
В прошлом году Иран добыл порядка 70 млрд. куб. м газа при внутреннем потреблении около 63 млрд. куб. м. Вместе с тем Иран занимает второе место в мире (после России) по запасам природного газа, оцениваемым в 21 трлн. куб. м. Из них 12 трлн. – на месторождении Южный Парс в Персидском заливе. Прежде всего за счет разработки именно этого месторождения объемы газодобычи в Иране уже через пару лет возрастут, согласно прогнозам, до 180 млрд. куб. м в год. Планы освоения месторождения Южный Парс предусматривают 25 этапов: на первом этапе Тегеран вел работы самостоятельно, второй и третий этап с 1997 года осуществляет консорциум в составе французской компании TotalFinaElf (доля участия 40%), малайзийской Petronas и "Газпрома" (по 30%), а за право приобщиться к газовому пирогу на последующих этапах сейчас разворачивается нешуточная борьба. (Стоит отметить, что иностранные инвестиции в свою нефтегазовую отрасль Тегеран привлекает по схеме, при которой он выступает собственником продукции, получаемой на созданных иностранцами производственных мощностях, и за счет выручки от реализации постепенно выкупает данные мощности).
Все планы Ирана по масштабному прорыву со своим газом на турецкий и европейский рынок пока успешно блокируются американцами. Остается один путь – на восток, а значит, через Пакистан. Но тут возникает та же загвоздка, что и при планах поставок в Индию туркменского газа: мягко говоря, не самые дружелюбные отношения между Дели и Исламабадом. Ирано-индийское соглашение о поставках газа было подписано несколько лет назад, но лишь в апреле 2000 года Пакистан, которому самому транзит иранского газа весьма выгоден, дал на оный транзит согласие. Однако при всех возможных гарантиях оставлять за врагом контроль над такой жизненно важной артерией в Дели все равно опасаются, тем более что нельзя исключать диверсий со стороны групп, неподвластных центральному правительству в Исламабаде. Поэтому разработанный австралийской компанией BHP Petroleum сухопутный проект сооружения газопровода в Индию, наилучший с чисто экономической точки зрения, едва ли будет реализован. Имеется также альтернативный проект, подготовленный итальянской SNAM Projetti, которая предлагает проложить трубопровод по морскому дну через нейтральные воды. Однако это чересчур дорогой вариант.
Осенью прошлого года "Газпром" направил правительствам трех стран свой проект строительства газопровода: по территориям Ирана и Индии – по суше, а между этими участками – через прибрежные воды Пакистана (с промежуточной компрессорной станцией либо на морской платформе, либо в Карачи). Этот в известном смысле компромиссный вариант не слишком отличается от предложенного BHP Petroleum по цене ($3,2-3,5 млрд. против $3 млрд.), однако снимает изрядную долю индийских страхов, особенно учитывая, что собственником и оператором трубопровода должен стать международный консорциум. Некий консорциум так или иначе придется создавать, поскольку в одиночку финансирование данного проекта "Газпрому" никак не осилить.
В августе нынешнего года проект поддержало Министерство нефти Пакистана, которое обратилось в свое правительство с просьбой разрешить "Газпрому" начать соответствующие исследовательские работы в пакистанских территориальных водах. И вот в конце октября – договоренности с Ираном. Предполагается, что в январе-феврале следующего года будет сформирована совместная рабочая группа, которая составит ТЭО проекта.
Реализация проекта газопровода Иран – Пакистан – Индия (альтернативного трансафганскому трубопроводу из Туркменистана) позволяет "Газпрому", помимо получения непосредственных дивидендов от участия в транспортировке иранского газа, решить как минимум две задачи стратегического характера: во-первых, не допустить появления новых сильных конкурентов на своих традиционных экспортных рынках (на Западе), а во-вторых, не потерять контроль над туркменским газовым экспортом. И то и другое стоит тех усилий и финансовых затрат, которые необходимы, чтобы таки омыть российские сапоги в Индийском океане.
* Организация запрещена на территории РФ