За те полгода, что оставались без работы ведущие обозреватели "бывшего" НТВ, вновь созданный канал ТВС потерял огромную часть аудитории, в первую очередь в провинции. Само существование канала, куда ушла основная часть тех, кто создавал Новое Телевидение, висело на волоске. Если бы не щедрость олигархов, точнее, главного официального врага Кремля - Бориса Березовского, великолепная корреспондентская сеть, многолетние наработки, профессионализм рискующих жизнью корреспондентов были бы востребованы лишь на радиостанции "Эхо Москвы", куда по дружбе на время перебазировались основные силы киселевской команды, мигом подняв рейтинг и без того популярного радио.
На сегодняшний день очевидно, что ТВС находится только в начале долгого пути по завоеванию эфира. В недавнем интервью газете "Известия" Григорий Кричевский, первый заместитель генерального директора ТВС, бывший некогда руководителем службы информации НТВ, говоря о концепции развития шестой федеральной кнопки, заявил: "В перспективе это должен быть канал для мужчин 25-45 лет, которые живут в городе и обладают достаточно высоким уровнем дохода. А то, что мы сейчас показываем, как выражались мои одноклассницы, - "типичное не то". Этакая изящная смесь декадентства и ностальгии для высокоинтеллектуальных женщин старше 60 лет. Отличные программы, но все обращены в прошлое. Более того, изучение аудитории показывает, что у новостей на ТВС основной зритель - пожилые дамы. А нам нужен канал, который был бы ориентирован на зрителей, скажем, последнего "Джеймса Бонда". Это серьезное признание ошибок, редкое для руководителя столь высокого ранга. Однако в том же интервью Кричевский подчеркнул, что для того, чтобы ТВС стал таким, необходимо решить очень острую проблему финансирования. Это и понятно: во всем мире информационное телевещание убыточно, это азы журналистики. Деньги зарабатываются не на репортажах из горячих точек, а на коммерческих проектах, каждые 10 минут прерывающихся рекламой. Это прекрасно понимали на НТВ Гусинского, данной модели стоит придерживаться и на любом создаваемом заново телеканале…
Теперь вернемся к началу нашего разговора, к четвертому метровому. Часть старой команды, предавшей Киселева и компанию, оказалась под пятой американского стиля управления. И что произошло с приходом новых владельцев, не видит разве что слепой. Речь идет даже не о ставшей общепринятой позиции НТВ. Речь идет о том, что практически все ведущие телеаналитики отмечают: новый образ телеканала выстроен по установке "все на продажу". В свою очередь, на телевизионном рынке считают, что НТВ стало "каналом криминала и сериалов", что, в общем, соответствует действительности. Совершенно очевидно, что этот медиа-продукт не развивает информационно-политическое вещание, эксплуатируя наработки "старого" НТВ, даже несмотря на переход на часовые выпуски новостей. Осколки мощнейшего информационного дивизиона, скрупулезно созданного во времена "старого" НТВ, разлетаются по всему телепространству. Большая часть ведущих и корреспондентов, что пошли за Митковой, были безжалостно выкинуты с канала его управляющим Борисом Йорданом (свежие примеры: Петр Марченко подобран ОРТ, а Александр Хабаров - РТР). Как говорят на канале, американская система менеджмента в информационной службе - это работа до первого инфаркта. И в то же время руководство НТВ регулярно выступает перед западной аудиторией с докладами об успешном развитии проекта. Так, например, сразу после теракта на Дубровке генеральный директор НТВ Борис Йордан около часа рассказывал Вашингтонскому национальному пресс-клубу о том, как подробно и высококвалифицированно НТВ освещало захват заложников в Москве и пожаловался аудитории, что правительство пытается провести закон, ограничивающий деятельность СМИ во время террористических акций.
Хотя, если смотреть телевизор внимательно, единственным каналом, где был показан сюжет с предложением президенту наложить вето на поправки к закону о СМИ, была программа "Грани" на ТВС. Причем, как признавался в одном из интервью ее ведущий Владимир Кара-Мурза, все думали, что это шуточное предложение не найдет поддержки, пока руководители первого и второго каналов, исключая, разумеется НТВ, не выступили с открытым письмом Владимиру Путину. В результате можно смело констатировать, что с распадом старого НТВ на два враждующих лагеря начался и активный распад телевидения на коммерческое и, скажем так, творческое. Но если в тех же Соединенных Штатах, на которые так любят равняться телевизионщики, существуют мощнейшие информационные независимые структуры, то в нашем бедном метровом пространстве, среди всего лишь шести кнопок, вещающих на одну восьмую суши, идет конкуренция вовсе не в стиле и качестве подачи новостей, что, собственно, составляет ядро телевидения, а в рейтингах и банальной коммерции.