В совокупности новые портовые мощности с лихвой покрывают не только существующие, но и прогнозируемые на перспективу транспортные потребности по экспорту российской (а частично и казахстанской) нефти в северо-западном направлении. Появляется принципиальная возможность вообще отказаться от прибалтийских услуг по нефтяному транзиту. Тем не менее, нефтяной поток через страны Балтии, по всей вероятности, полностью не иссякнет – тому есть ряд причин: долгосрочные обязательства компании "ЮКОС" перед Литвой, технические факторы (к примеру, в зимний период в Финском заливе в отличие от незамерзающего Вентспилса приходится использовать ледоколы), изменчивость коммерческой конъюнктуры и т.п. Однако почти наверняка этот поток обмелеет вскорости до очень небольшого ручейка. Кстати, переориентации экспортеров на российские порты будет способствовать и такое обстоятельство как предстоящее вступление Эстонии, Латвии и Литвы в Евросоюз. Дело в том, что большинство их портов действует пока в режиме свободных экономических зон, а в ЕС это исключается. Соответственно, издержки грузоотправителей в итоге возрастут.
Страх лишиться транзитных доходов заставляет прибалтов предпринимать лихорадочные усилия сразу по нескольким направлениям. Первым делом, это попытки помешать реализации российских планов – дескать, строительство новых портов на Балтике, да еще этими безответственными русскими, таит в себе чудовищную экологическую угрозу. Правда, главным запевалой в хоре борцов за чистоту балтийских вод выступают не прибалты, а финны, тоже охочие до российского транзита. Финляндия даже инициировала независимую международную экспертизу терминала в Приморске, но здесь вышла промашка: мало того, что эксперты подтвердили высокую степень экологической безопасности терминала, так еще и поставили российский порт в пример финскому Порво. В отместку обиженные финны провели закулисные маневры в ЕБРР, в результате чего банк отказал "Транснефти" (оператору проекта БТС) в кредите на сумму 280 млн. евро.
В условиях обостряющейся конкуренции за российский транзит прибалтийские порты стараются завлечь грузоотправителей снижением тарифов и прочими "пряниками". Инструментом в этой конкурентной борьбе служит также привлечение российских нефтяников к участию в собственности и управлении портовыми комплексами. А ведь еще недавно при приватизации таких комплексов россиян не пускали даже на порог. Вспомним, например, как в 1995 году российские компании получили от ворот поворот при приватизации "Ventspils Nafta" или как долго "ЛУКОЙЛ" добивался, но так и не добился участия в управлении "Mazeikiu Nafta". Однако времена меняются. И вот уже "ЮКОС" приобретает в прошлом году контрольный пакет акций литовского концерна (кроме Мажейкяйского нефтеперерабатывающего комбината концерну принадлежит нефтеналивной терминал в Бутинге и Биржайский нефтепровод). Правое правительство Литвы отдало "Mazeikiu Nafta" под контроль американской Williams International Company (WIC), под руководством которой предприятие несло сплошные убытки ($115 млн. за 2000-2001 гг.). В конце концов WIC решила выйти из проекта, а правительство Бразаускаса было вынуждено согласиться на передачу стратегического для республики предприятия под контроль "ЮКОСа". При этом российская компания пообещала не только снабжать нефтью Мажейкяйский комбинат, но и обеспечить загрузку терминала в Бутинге. Кстати, Бутинга – единственный прибалтийский порт, который в 2002 году увеличил перевалку сырой нефти (грузооборот возрос еще в Таллинне, но через эстонский порт переправляются главным образом нефтепродукты, доставляемые туда железнодорожным путем).
По всей видимости, по аналогичной методе – создание благоприятных условий для российских инвесторов в обмен на гарантии транзитных поставок – будут действовать в Латвии и Эстонии. Так, уже делаются различные пассы, чтобы заманить российские компании участвовать в новом этапе приватизации "Ventspils Nafta". Собственно говоря, ничего другого латышам не остается: Вентспилс наиболее уязвим перед лицом интенсивного строительства новых терминалов в Финском заливе и более других прибалтийских портов пострадал от введения в эксплуатацию первой очереди БТС – объемы перевалки нефти через латвийский порт упали в 2002 году почти на 36%. А на I квартал текущего года комиссия правительства РФ по магистральным трубопроводам вообще не включила Вентспилс в перечень направлений транспортировки нефти, зато под завязку загрузила Приморск (как того и добивалась "Транснефть").
Вообще, резонен вопрос: не поздно ли прибалты спохватились? Суетиться надо было в середине 90-х годов, а не тогда, когда новые инвестиции в порты Прибалтики по существу утратили актуальность для российских нефтяных компаний. Это раньше нашим нефтяникам позарез нужны были твердые гарантии предоставления транспортных мощностей и благоприятных условий транзита, а в сегодняшней ситуации уже сами прибалты жаждут гарантий загруженности своих портов и предлагают выгодные условия. Странно, что в странах Балтии позже, чем в других (объективно менее "продвинутых") постсоветских республиках, стали отделять бизнес от политики. Ведь доходило до абсурда: местные фирмы, контролирующие "Ventspils Nafta", фигурировали в числе главных спонсоров националистических партий. Делать на России деньги и вкладывать эти деньги в проекты свертывания связей с Россией – просто в голове не укладывается, но так было.
Исторические обиды прибалтов хорошо известны. Однако не менее известна русская поговорка про одно симпатичное существо, которое тоже долго дулось на источник своего питания...