Мы привыкли их сторониться. На наш взгляд, они социально опасны. Нужно сказать, опасения эти вовсе не беспочвенны. Статистика правонарушений свидетельствует, что немалая часть преступлений совершается именно бомжами. За примерами далеко ходить не нужно.
Не так давно москвичи были просто шокированы известием о том, что в столице появились... бомжи-террористы. Сотрудниками правоохранительных органов был задержан некто Николаев, у которого обнаружили 226 г пластида и два электродетонатора. Такой "джентльменский набор" вполне мог бы быть использован для локального подрыва. Как выяснилось впоследствии, бомж приехал в Москву в начале зимы и в течение нескольких дней слонялся по городу с опасным грузом. После задержания Николаев заявил, что купил пластид для того, чтобы глушить рыбу в проруби. Конечно, подобное объяснение сомнительно. Впрочем, блюстители порядка к данному инциденту отнеслись как к будничному событию. Как заявил "Yтру" начальник криминальной милиции ОВД "Можайский" Анатолий Шершебнев, вышеописанный инцидент не является единичным. В Москве, по словам Шершебнева, такое случалось и ранее. По его словам, ситуация, при которой бомжи кем-то специально вербуются для терактов, выглядит нереальной. Хотелось бы верить, что сотрудник правоохранительных органов не ошибся в своих рассуждениях…
Нередко бомжи являются виновниками пожаров и участниками дерзких ограблений. Сколько зданий сгорело по вине бездомных, которые, решив согреться, разводили костры? Стоит только посмотреть на заголовки в российских СМИ: "Бомжи подожгли жилой дом в Березниках", "Пожар в центре Москвы - бомжи грелись", "В Москве погорели двое бомжей", "В Нижнем Тагиле бомжи подожгли подвал пятиэтажного дома", "Бомжи подожгли Ярославский вокзал", и т.д. Данный список можно продолжать очень долго. А сколько людей лишилось денег или жизни из-за того, что агрессивно настроенным бродягам нужны были средства на пропитание или выпивку? Приведем всего лишь несколько наиболее вопиющих случаев. В Ульяновской области двое бомжей убили своего приятеля лишь за то, что не поделили очередную дозу одеколона. А в Новосибирске бродяги, опять же распив одеколон "Тройной", учинили настоящее побоище. Как выяснилось позднее, причиной драки стал спор о том, кому должны принадлежать найденные ботинки. В результате этой потасовки один из бродяг получил серьезные травмы, и, оставшись лежать на пустыре, умер от обморожения. За несколько дней до Нового года сотрудники ГУВД столицы рассказали журналистам о совершенно диком случае расправы двух бездомных над женщиной, которая готовила им еду и жила с ними. Бомжи не захотели делиться со своей знакомой деньгами и решили избавиться от нее крайне жестоким способом: дождавшись, когда она уснет, они обложили свою подругу резиновыми покрышками и подожгли.
Не стоит также забывать и о том, что бездомные являются еще и разносчиками болезней. Причем "ассортимент", если так можно выразиться, тут самый широкий, начиная от чесотки и заканчивая туберкулезом. Заразиться от бездомных каким-нибудь неприятным заболеванием даже проще, чем вы думаете. Для этого вовсе не нужно вступать в непосредственный контакт с бродягой. Зачем? Ведь никто же не додумался разделять, к примеру, в метро пассажиров по каким-либо критериям. Все едут в одном вагоне, рискуя заразиться от какого-нибудь "синяка".
А есть ли вообще выход из этой ситуации? Можно ли предпринять что-либо для того, чтобы решить вышеперечисленные проблемы? После долгих бесед с лицами, которые по долгу своей службы обязаны знать ответы на этот вопрос, выяснилось, что бомжи будут беспокоить россиян еще долгое время. По крайней мере, именно такие выводы можно сделать, если проанализировать то, что заявили "Yтру" во всевозможных учреждениях. Например, сотрудники пресс-службы МВД так и сказали, что никакой статистикой правонарушений, совершаемых бомжами, они не владеют. Согласитесь, не густо. Отсюда вывод: если МВД РФ без тени смущения заявляет о том, что ему не известны даже цифры, то говорить о скором решении проблемы преступности среди бездомных пока еще рано. Чуть более осведомленными оказались работники Управления информации ГУВД Москвы. Впрочем, ничем особенным они тоже не порадовали: "Это не наша проблема, - заявил сотрудник столичного ГУВД. - Это проблема государства, правительства, органов соцобеспечения, но не милиции. Мы лишь доставляем бездомных в больницы и приюты. Они лечатся, а через некоторое время выздоравливают и снова уходят. Мы ничего с этим поделать не можем". Заявление о том, что борьба с правонарушениями лиц без определенного места жительства не является проблемой столичной милиции, не может не удивлять: а чем же, в таком случае, должны заниматься блюстители порядка? А уж ссылки на то, что это проблема государства, и вовсе умиляют: получается, что милиция у нас не является частью государства…
Еще более неприглядную картину нарисовал Алексей Никифоров, член организации "Врачи без границ", руководитель программы помощи бездомным в Москве. По его мнению, на сегодняшний день только в столице насчитывается около 30 тыс. бездомных. Количество же приютов всего семь. Каждый из них может принять максимум 750 человек. Кроме того, далеко не все бездомные знают о существовании таких учреждений. И это, заметим, в Москве – городе, где власти имеют возможность выделять деньги на эти цели. Что же творится в других городах страны – даже представить сложно (опять же нет статистики). И нельзя сказать, что государственные учреждения социальной защиты ничего не делают. Нет, делают, однако этого слишком мало для того, чтобы кардинальным образом изменить ситуацию в лучшую сторону.
Из всего вышесказанного напрашивается один неутешительный вывод: на сегодняшний день способы решения "бездомных" вопросов неэффективны. Объясняется это тем, что проблема с бомжами требует комплексного подхода, однако, к сожалению, эту очевидную мысль уяснили пока далеко не все.
…Ну а пока мы по-прежнему будем с явным неудовольствием наблюдать, как бомжи обживают метро и подъезды наших домов…