Камнем преткновения продолжают оставаться единый социальный налог (ЕСН) и налог на добавленную стоимость (НДС). Что касается НДС, то этот налог, похоже, вообще не будет пересматриваться до 2004 года. Варианты изменения ЕСН, как заявил С.Шаталов, еще не обозначены. Вместе с тем, кабинет министров готов снизить уровень регрессивной шкалы доступа к льготным условиям налогообложения со 100 до 50 тыс. рублей. Если фонд заработной платы будет составлять менее 50 тыс., налоговая ставка ЕСН сохраняется на уровне 35,6%. В противном случае, ставка будет снижена до 15%.
По расчетам Минэкономразвития, потери бюджета в случае изменения порядка взимания ЕСН составят 176 млрд руб. при негативном развитии ситуации, и 100-130 млрд руб. при более благоприятном исходе (если зарплаты начнут выходить из "тени"). Михаил Касьянов предложил не откладывать рассмотрение вопроса об изменении ЕСН до следующего года. А компенсировать потери, как считает премьер-министр, можно за счет финансового резерва. Кроме того, потери от снижения общей налоговой нагрузки планируется возмещать путем увеличения специфических налогов на сырьевой сектор. От снижения ЕСН эта отрасль выиграет $2-3 млрд, которые и будут возвращены в бюджет за счет повышения налога на добычу полезных ископаемых.
Законопроект, определяющий реформирование ЕСН, должен быть подготовлен к 27 февраля. Но только в начале апреля будет назначена дата вступления в силу новых регрессивных ставок ЕСН. Временной лаг необходим для определения результатов оценки экономического развития страны и формирования финансового резерва.
Впрочем, как отмечают некоторые аналитики, для бизнеса все эти меры – капля в море. С точки зрения снижения налогового бремени их значение ничтожно мало. Скорее всего, никаких существенных решений по фискальному вопросу нынешнее правительство принимать не будет, оставив его приемникам. Налоговая реформа остановилась, считают они.