Чтобы избежать санкций и покинуть позорный список, от России потребовалось не только принять "противоотмывочный" закон вкупе с другими изменениями в своем законодательстве, а также создать новую бюрократическую структуру – Комитет по финансовому мониторингу (КФМ), но и провести пиар-кампанию на самом высоком политическом уровне. Осенью прошлого года наша страна была наконец вычеркнута из черного списка; более того – получила в FATF статус наблюдателя.
Новое российское ведомство развернуло бурную деятельность, доказывая собственную полезность. Представляя на днях совместный с ЕС проект в рамках программы TACIS (техническая помощь странам СНГ), по которому европейцы в течение двух с половиной лет раскошелятся аж на 2,5 млн. евро, чтобы помочь России в борьбе с легализацией преступных доходов, председатель КФМ Виктор Зубков поведал об успехах возглавляемой им организации. В 2002 году в правоохранительные органы было направлено около 60 материалов о незаконной финансовой деятельности российских хозяйствующих субъектов и еще примерно столько же – за первые три месяца текущего года. Правда, судебную перспективу, по словам Зубкова, пока имеют только шесть-семь дел, но тут уж, как говорится, извините. КФМ составляет сейчас собственные черные списки: один по странам (он, видимо, не будет слишком отличаться от международного), другой – юридических и физических лиц, причастных к отмыванию денег. Натурально, ведомство активно сотрудничает с зарубежными коллегами. Так, если в прошлом году было получено 92 запроса из 32 стран, то только в первом квартале нынешнего года – более 80. Со своей стороны, КФМ направил в 2002 году 40 международных запросов, на основании которых в США, Швейцарии и Болгарии были начаты финансовые расследования.
При такой активности – как не рассчитывать на обретение статуса полноправного члена FATF? Определить, насколько Россия до оного статуса дозрела, предстоит миссии FATF, которая будет работать в Москве 21-30 апреля. Выводы сей инспекции как раз и станут основой для принятия решения на сессии организации в Берлине. И, скорее всего, решение будет положительным. Вот только что это даст России не в плане общего улучшения имиджа, а в "предметно-конкретной" плоскости?
Можно прогнозировать некоторое облегчение для российских финансовых организаций в их деятельности за пределами родного Отечества. Но это, пожалуй, и всё. Что же касается "сверхзадач" на российском поле борьбы с "грязными" деньгами, то здесь полноправное членство FATF само по себе едва ли способно что-то существенно изменить. Ну а к таковым задачам, очевидно, относятся: пресечение финансирования из-за рубежа чеченских боевиков (или шире – экстремистских движений); создание благоприятного климата для иностранных инвесторов; вывод экономики из "тени". Поговорим о последнем.
По признанию Зубкова, в компромате, который добывает и передает в правоохранительные органы его ведомство, материалы по финансированию экстремистских организаций "носят единичный характер". По его же словам, доля "грязных" денег в денежном обороте России составляет 40-50%. В этом-то и суть: что считать "грязными" деньгами? Их следует разделить на действительно "преступные" (наркотики, незаконный оборот оружия, прочий криминал) и "теневые", то есть доходы, полученные от бизнеса, законного по своей сути, но выведенного из-под контроля фискальных органов. FATF создавалась для борьбы прежде всего с преступными доходами (после 11 сентября 2001 года уничтожение финансовых корней международного терроризма стало обособленной задачей, хотя "террористические" деньги по своему происхождению зачастую абсолютно легальны и не попадают ни под ту, ни под другую статью). Конечно, компетенция FATF охватывает всю сферу противоправных финансовых операций. Однако сомнительно, чтобы членство в этой организации помогло в пресечении таких чисто российских махинаций, как, скажем, невозврат валютной выручки.
Кроме того, FATF ловит "крупную рыбу", а "грязная" половина российского денежного оборота, о которой говорил Зубков, обеспечивается в первую очередь мелким и средним бизнесом. И никакие это не "грязные" деньги – "грязной" можно назвать только ту их часть, которая вместо платежей в бюджет оседает непосредственно в карманах сборщиков таких платежей, а равно прилипает к рукам других государственных назначенцев. Неловко, но приходится говорить банальности: бороться против частнохозяйственной стихии репрессивными методами бессмысленно; что нужно – так это создать законодательные, институциональные и все прочие условия для формирования в стране действительно цивилизованного рынка. На словах правительство это понимает. А на деле?
Возьмем, к примеру, вопрос о ставках единого социального налога (ЕСН). Ну не будут предприниматели, находясь в здравом уме, выдавать своим работникам основную часть зарплаты иначе, как в конвертиках, пока эффективная ставка ЕСН равняется 30% (базовая ставка сейчас – 35,6%, минимальная – на то, что сверх 600 тыс. рублей в год, – 2%). Даже по данным Госкомстата, черным налом выплачивается четверть всех заработков (это с учетом бюджетников, получающих исключительно по ведомости); по оценкам же Российского союза промышленников и предпринимателей – половина. Что предлагает правительство? Оно хочет заменить регрессивную шкалу плоской при ставке 28% (так, дескать, проще), что сделает легальную выплату высоких зарплат и вовсе абсурдной.
...Вступление в FATF – дело, конечно, полезное. Во всяком случае, хуже не будет: хуже некуда. Или есть куда и 50% теневого денежного оборота – это еще не предел?