Гуантанамера (Guantanamera)
Испания – Куба – Германия, 1994, 100 мин.
Режиссер: Томас Гутьеррес Алеа
В ролях: Хорхе Перругориа, Мирта Ибарра
Сдается мне джентльмены, это была пародия.
Как и всякая пародия, она не столько смешная, сколько обличающая. Хотя в нашем случае это сделано в довольно мягкой манере, с долей (но не очень большой) юмора. Среди меня никто на Кубе не был и определить достоверность не может, но очень, очень многие вещи до боли знакомы еще со времен жизни в стране победившего социализма.
В небольшом городе Гуантанамера, известном всему миру благодаря расположенной там американской военной базе, скончалась популярная певица. Похоронить ее решили в родных местах, недалеко от Гаваны. Собственно, весь сюжет и строится вокруг перемещения гроба по стране. Сопровождают покойную в последний путь ее племянница Джорджина и муж племянницы, бывший крупный функционер Адольфо. У них ломаются машины, государственные столовые отказывают им в кормежке (там она по талонам), частные кафе не принимают песо и просят доллары. В дополнение ко всем бедам, по дороге Джорджина встречает старого знакомого – шофера грузовика и влюбляется в него.
В последнее время что-то лично меня стало пугать участие в создании любого фильма такой страны – Германии. Если в анекдоте, что бы рабочий ни собирал, получался у него всегда автомат Калашникова, то у немцев, что бы они ни снимали, получается некий средний жанр. Комедии не смешные, ужастики не страшные, мелодрамы не вышибают слезу. В чем дело, так сразу и не скажешь. Вроде, все правильно, все к месту. А "включаешь – не работает".
Но в свете недавно проведенного социологического исследования про итоги приватизации и общее отношение нашего населения к капитализму, релиз "Гуантанамеры" считаем абсолютно своевременным. Освежающим, так сказать, память.
Братья по разуму (Pasty Faces)
Великобритания, 2000, 90 мин.
Режиссер: Дэвид Пол Бейкер
В ролях: Дэвид Пол Бейкер, Алан МакКаферти, Гэри Кросс
Два шотландских безработных актера замучились безрезультатно ходить на пробы, для прокорма мыть посуду, а из всех возможных ролей получать только роль цыпленка, зазывающего прохожих в ресторан. К тому же, они кругом должны, и не только мирным согражданам, но и криминальным элементам. Поэтому, когда приятели получили открытку от старого друга, устроившегося в Голливуде, то немедленно откликнулись, собрали чемоданы и вылетели.
Действительность чуток расходилась с ее описанием. Дружок и правда работал в Голливуде, но не восходящей звездой экрана, а простым уборщиком. Да и этого места ввиду национальной строптивости и несдержанности быстро лишился. Потомки "Храброго сердца" честно попытались придумать хотя бы один способ зарабатывания денег. Фантазии хватило только на поездку в Лас-Вегас, чтоб принять там участие в чемпионате по игре в карты. На списанном в утиль автобусе они выезжают из Калифорнии в Неваду, куда и добираются, по дороге подобрав соотечественницу, которая посреди пустыни грабила автозаправку.
В игровой столице мира друзей ждет мрачный облом – чемпионат перенесли в Атлантик-Сити. Пришлось на имевшиеся деньги вместо хорошо знакомых карт играть в пошлые кости. В неравной борьбе интеллектов победа осталась за казино. Тогда совсем уже отчаявшимся детям гор хозяин одного из игровых домов делает завлекательное предложение – ограбить его же собственное казино: они получают крупную сумму и смываются в родную Шотландию, хозяин получает украденное и страховку. Jeidem das Seine, так сказать.
Это кино вроде как шотландский вариант "8 1/5 долларов". Этакий "междусобойчик". Т.е. если вы въедете в тему, то, безусловно, получите некоторое удовольствие. Если же нет – то будете нервничать и ругаться матом. Причем заранее угадать реакцию нет никакой возможности. Можно рискнуть.
Шалако (Shalako)
Великобритания – Испания – Западная Германия, 1968, 110 мин.
Режиссер: Эдвард Дмитрык
В ролях: Шон Коннери, Брижит Бардо
В 60-е года прошлого века в Европе очень любили вестерны. Не знаем уж, с чем это было связано, но любили. Причем по обе стороны железного занавеса. В ГДР запустили целый сериал с Гойко Митичем, где благородные индейцы мочили подлых бледнолицых. В ФРГ (и примкнувших Британии с Испанией) стали снимать, как подлые (и не очень) бледнолицые мочили индейцев, благородных и не очень. И только в Италии скромный труженик Серджио Леоне снимал, как одни подлые бледнолицые мочили других, а индейцев у него совсем не было.
"Шалако" – продукт подхода номер два. Как и всякое подражание, фильм старается следовать канонам строже оригиналов, а в результате неловко плетется за ними. Зато у британцев был Шон Коннери (который в то время активно пытался отмыться от образа Бонда и брался за все подряд) – он-то всяко покруче Гойко Митича будет.
В XIX в. среди европейской аристократии был моден экстремальный туризм. Графы, принцы, герцоги и даже наши великие князья любили сгонять в Америку на пару месяцев, поездить по прериям, пострелять бизонов, пум и индейцев. Ехали целыми караванами, с провожатыми, загонщиками, слугами; тащили за собой винные погреба и двуспальные кровати. Понимали люди в комфорте.
Один такой караван забрел в глубь резервации апачей. Апачи, которых и так уже раз согнали с насиженного места, гостям обрадовались примерно как саранче. Предложили до рассвета покинуть расположение части, а иначе пообещали утроить геноцид. Высокомерные дворяне убедили друг друга, что не боятся грязных варваров, а, буде те налетят, покажут им Mother of Kuzma. Они даже не прислушались к мнению проезжавшего мимо бывшего полковника североамериканской армии, а теперь вольного охотника Шалако (Шон Коннери). В результате, когда утром налетели индейцы, дворянам пришлось отстреливаться, а потом пешком бегать по горам, скрываясь от погони. И если бы не Шалако, сохли бы их скальпы на жарком аризонском солнышке.
Как мы уже сказали, этот вестерн хочет казаться более американским, чем все американское. Плюс, помимо Коннери в фильм заманили Брижит Бардо, пообещав дать погонять на лошади да пострелять из пистолета. Получилось занимательно, но не более.
Кассеты предоставлены прокатной компанией "Екатеринбург Арт".