ФОТО АР |
Войну, точнее ее "активную фазу", американская армия выиграла, и довольно быстро, но долгожданный для иракцев мир так и не наступил. Оккупационный режим (на практике – полное безвластие), сменивший диктатуру Саддама Хусейна, принес им едва ли меньше бед и слез, чем прежняя власть. Стрельба звучит в городах до сих пор, а крупные теракты происходят в Ираке чуть ли не ежедневно, калеча и унося жизни десятков мирных жителей. Поэтому сегодня многие в Ираке вспоминают о временах Саддама Хусейна с плохо скрываемой ностальгией. Тогда можно было спокойно, не опасаясь за свою жизнь, ходить по улицам, не было проблем с электричеством, коммунальными услугами и продуктами, говорят они. А сейчас, несмотря на постоянное присутствие огромного американского контингента, люди живут в страхе, ежеминутно борясь за выживание: с началом оккупации несказанно высоко поднялись цены на все без исключения товары, безработица охватила едва ли не большую часть общества, моментально образовалась пропасть между богатым и бедными.
Даже те из жителей Ирака, кто год назад приветствовал свержение диктатора Хусейна силами западной коалиции, сегодня выступают против оккупации. "Ситуация в стране стала опасней, чем она была прежде, – признает майор полиции, шиит Хамид Халаф. - Общество захлестнула преступность, в том числе такие ее виды, о которых раньше мы и не слышали: наркомания, наемные убийства, похищения людей". Если раньше наркоторговцы пытались использовать иракскую территорию исключительно для переброски своего товара из Афганистана и Ирана в Саудовскую Аравию и Кувейт, то сейчас много дешевого зелья остается в стране. Вкупе с безработицей и развалом правоохранительной системы это дает ужасающий результат.
Социальное напряжение усугубляется объявленной Полом Бремером программой по "дебаасизации" страны, что фактически означает неприкрытую войну с бывшими членами правящей партии. Касается это не только некогда крупных чиновников, но и рядовых функционеров.
За минувший год в Ираке резко обострились межэтнические и межконфессиональные отношения. Сунниты, находившиеся у власти в Ираке все последние десятилетия, с тревогой следят за тем, как их теснят шииты и курды. А последних подозревают в сепаратистских настроениях и желании расширить территорию Курдистана за счет районов традиционного проживания арабов.
И самое прискорбное, что отмечают сегодня наблюдатели, - у Ирака нет ясного будущего, и никто не может сказать, по какому сценарию будут развиваться события в стране и в регионе.
Во многих странах, даже в тех, которые подержали вторжение в Ирак, сегодня проходят антивоенные митинги. В Великобритании (в Лондоне, Белфасте, Глазго и многих других городах) пройдут общенациональные демонстрации, в частности, в столице Королевства на улицы, как ожидается, выйдут 100 тыс. человек; в Соединенных Штатах подобные манифестации проходят в Сан-Франциско и Нью-Йорке; в Австралии самая массовая демонстрация пройдет в Сиднее.