|
По мнению большинства аналитиков, череда судебных провалов "ЮКОСа" переполнила чашу терпения иностранных инвесторов, вынудив их начать сброс акций компании, будущее которой выглядит очень неопределенно. Характерно, что избавляющихся от акций российской нефтянки инвесторов не смог остановить даже непрекращающийся рост мировых цен на нефть, традиционно выступающий в роли решающего аргумента в пользу данной отрасли.
Напомним, что днем ранее Арбитражный суд Москвы подтвердил свое прежнее решение о признании недействительной допэмиссии акций "ЮКОСа", произведенной в рамках слияния с "Сибнефтью". "ЮКОС" должен передать Millhouse 57,5% акций "Сибнефти", а Millhouse, соответственно, – вернуть "ЮКОСу" 17,2% его собственных акций, которые по решению суда будут аннулированы. Далее предполагается возвращение "ЮКОСом" 34,5% акций "Сибнефти" в обмен на 8,8% акций "ЮКОСа", остающиеся у Millhouse. По завершении этого обмена компании Романа Абрамовича предстоит вернуть "ЮКОСу" $3 млрд "живыми" деньгами.
Однако даже в этом случае нет оснований считать, что расторжение сделки слияния с "Сибнефтью" все-таки состоится и "ЮКОС" получит возможность погасить вменяемую ему задолженность перед МНС. Активы компании (включая акции "Сибнефти") по-прежнему находятся под арестом, и снимать его пока никто не собирается. Это обстоятельство и стало последней каплей, заставившей инвесторов в массовом порядке избавляться от бумаг "ЮКОСа".
Что же касается дальнейшей судьбы компании, начинают подтверждаться предположения о частичной или полной покупке "ЮКОСа" государственными – или близкими к государственным – структурами.
Напомним, что еще в феврале этого года в одной из своих публикаций мы обращали внимание на повышенный интерес к некоторым активам "ЮКОСа" со стороны "Газпрома" и высказали предположение о возможном переходе части активов нефтяной компании газовому монополисту. Вчера эти предположения получили определенные подтверждения: член правления ОАО "Газпром", начальник департамента стратегического развития Влада Русакова заявила: "Если активы "ЮКОСа" будут продаваться, мы будем участвовать в покупке". По словам г-жи Русаковой, сегодня "Газпром" добывает 10 млн т жидких углеводородов. К 2015 г. планируется увеличить добычу до 20-25 млн тонн. Это может означать, что газовой компании требуются новые добывающие мощности, которые вполне можно приобрести у загнанной в угол НК.
Версия о возможности покупки "Газпромом" значительной доли "ЮКОСа" выглядит достаточно правдоподобной еще и потому, что далеко не каждая российская компания сможет найти для этого необходимое количество средств. А продажа активов "ЮКОСа" иностранцам, по понятным причинам, сегодня маловероятна.
С другой стороны, пока не ясно, каким образом "распродажа ЮКОСа" будет осуществляться на практике, а именно: идет речь о банкротстве компании или ей все-таки будет дана возможность добровольно реализовать часть активов. Есть ощущение, что в Кремле пока не существует единого мнения на этот счет – там продолжается ожесточенная борьба мнений и интересов сторонников и противников банкротства.
Определенные надежды на "ненасильственный" исход вселяют разве что последние заявления Виктора Геращенко. Экс-глава ЦБ сообщил, что намерен вступить в должность председателя Совета директоров "ЮКОСа" и приступить к обжалованию штрафных санкций МНС. По словам Геращенко, вердикт Московского арбитражного суда, удовлетворившего иск МНС к "ЮКОСу", неправомерен, ибо НК пытаются навязать "уплату налогов за другие компании". Бывший глава Центробанка, считает "крайне глупым" банкротить "ЮКОС", так как "это крупнейшая нефтекомпания с огромными активами и прекращать ее существование было бы просто нерентабельно".
Это самый значимый аргумент в пользу недопустимости банкротства "ЮКОСа", однако пока не известно, сможет ли он перевесить страстное желание ряда лиц и структур частично или полностью получить компанию в свои руки.
Не исключено, что Геращенко, выступив в качестве своеобразного парламентера, позволит сторонам без потери лица выйти из сложившейся ситуации и все-таки начать переговоры, даже несмотря на недавнее заявление главы Минфина Кудрина о том, что никаких переговоров между "ЮКОСом" и государством быть не может.