Оппозиция ищет слова, совместимые с президентом

Читать в полной версии →
Коммунисты желают, чтобы народ оценил последние антидемократические инициативы Кремля. Однако новый закон "О референдуме" позволяет поставить крест на мероприятии еще на подступах к Москве




Инициативы президента по укреплению вертикали могут стать предметом обсуждения на всенародном референдуме – коммунисты решили добавить данную тему к списку вопросов, которые они намерены вынести на всенародное обсуждение. Штаб по подготовке этого ответственного мероприятия на днях возглавил Геннадий Зюганов, а с точной датой его начала коммунисты обещают определиться через две недели. Однако предварительная работа по формированию региональных инициативных групп, по словам зампреда ЦК КПРФ Ивана Мельникова, уже началась.

Работа предстоит серьезная: недавно правила организации референдума так скорректировали, что его инициаторам на легкую жизнь рассчитывать не следует. Сперва им придется, соблюдая огромное количество протокольных формальностей, зарегистрировать инициативные группы (только из местных жителей, числом не менее 100) как минимум в половине субъектов. Каждая из этих групп должна сформулировать вопросы – их перешлют в Центризбирком, который решит, можно ли такое вообще выносить на референдум. Если можно, то в течение двух месяцев регионы должны будут делегировать своих представителей в центральную инициативную группу, которая пойдет регистрироваться в Центризбирком. После этого зарегистрированным на местах инициаторам дадут 45 дней на то, чтобы собрать 2 млн подписей (но не больше 50 тыс. от региона), не привлекая помощников "со стороны".

Таким образом, существует масса способов поставить крест на референдуме еще на подступах к Москве – например, не зарегистрировав десяток другой инициативных групп из-за недочетов в их протоколах. Еще проще – забраковать вопросы. Коммунисты пока что только приблизительно представляют, о чем будут спрашивать россиян – "оттачиванием" формулировок займется специально созданная группа. Но, по словам Ивана Мельникова, обязательно спросят про последние антидемократические инициативы президента по поводу назначения губернаторов. Про резкое сокращение объема социальных обязательств государства перед гражданами, которое прошло этим летом под лозунгом монетизации льгот. И, разумеется, в повестке дня остается вопрос, который коммунисты пытаются задать уже не первый год: не следует ли национализировать недра, леса и прочие природные ресурсы, а также предприятия "стратегических" отраслей промышленности и транспорта?

Над формулировками действительно предстоит как следует поработать: авторы закона постарались, чтобы россияне не ломали голову над всякими неправильными вопросами. Например, безоговорочно запрещается выносить на референдум вопрос "о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации" (под это определение легко попадают все льготы). Не обсуждаются вопросы "об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации" (читай: губернаторов).

К тому же, грядущая реформа политической системы страны не ограничится одним только укреплением вертикали посредством назначения губернаторов. А вот вынести на референдум всю серию инициатив, последовательно сводящих все ветви власти в одной точку, – задача невыполнимая. Совет Федерации добивается усиления контроля исполнительно-законодательной власти за системой назначения судей. Парламентская фракция "Единой России" правит закон "О правительстве" – так, чтобы госслужащие категории А получили возможность занимать руководящие посты в партиях. На марше избирательная реформа, инициированная Центризбиркомом: пропорциональная система выборов в Госдуму – только по партийным спискам – окончательно отсечет беспартийных россиян от участия в политическом процессе. Но и далеко не всем партиям будет позволено принимать в нем участие: в Думе уже идет работа над законопроектом, который позволит отсечь значительную часть еще сохранившихся партий чисто механическим способом – за счет увеличения количественного ценза до 100 тыс. членов (сегодня требования к численности ниже в 10 раз). Тем временем в Минюсте продумывают эффективные способы контроля за численностью партий. В итоге представители "Единой России" уже сейчас опасаются, что планируемый Центризбиркомом минимум партийного представительства в Госдуме – не меньше четырех партий – может оказаться под угрозой срыва. "Надо ли устанавливать, что не меньше четырех? – высказал свои сомнения на совещании в ЦИК зампред думского комитета по законодательству Валерий Гребенников, – А если две: считать их несостоявшимися? Может быть, уместна более осторожная формулировка: не менее двух?"

Ирина ВОЙЦЕХ |
Выбор читателей