Людскую порочность разложили по полочкам

Читать в полной версии →
Теперь можно измерить степень порочности любого человека – от жестокого убийцы до смирного, в общем, обывателя, который иногда может выпить лишнего, наговорить гадостей за спиной близких или сходить "налево"




Научный подход позволяет измерить степень любых явлений. Вслед за радугой ревности составлена шкала порочности. Если руководствоваться ею, получается, что порочность бывает 22-х степеней – цифрами, близкими к единице, характеризуются праведники, а на 22-й ступени шкалы располагаются самые отвратительные грешники.

"Порочная" шкала понадобилась прежде всего для того, чтобы объяснить, почему некоторые люди совершают невообразимо жестокие преступления, находясь в здравом уме. Долгое время психиатры утверждали, что проявления немотивированной жестокости объясняются психическими расстройствами. Слово "порочность" было отнесено к околорелигиозным терминам и сброшено с корабля современной науки. Однако в последнее время ученым пришлось признать, что все не так просто – многие психопаты не склонны проявлять агрессию, когда как психически здоровые люди мучают и убивают просто потому, что решили, что это привносит разнообразие в их жизнь.

Майкл Стоун, профессор психиатрии из Колумбийского университета, автор "порочной" шкалы, проанализировал биографии 500 серийных убийц из Великобритании и США, сообщает The Times. А с некоторыми из них пообщался лично. И пришел к выводу, что наибольшая степень порочности свойственна психически здоровым злодеям, тогда как у душевнобольных и людей, перенесших в молодости серьезные психологические травмы, уровень порочности оказался средним или ниже среднего.

К порочным до мозга костей Стоун отнес, например, американца Теда Банди, осужденного за два убийства и подозреваемого во множестве других, Джона Уэйна Гэйси, задушившего более 30 мальчиков, и Джеффри Дамера, серийного убийцу-каннибала. Все они были признаны психически здоровыми.

Раньше душевнобольных считали одержимыми дьяволом. Теперь же всех серийных убийц подозревают в сумасшествии, что должно отчасти если не оправдать, то объяснить их поступки. Правда, как утверждает преподаватель курса психиатрии в Шеффилдском университете Шон Спенс, называть злодеев порочными еще опаснее. "Ничего хорошего нет в том, чтобы навесить кому-то ярлык "порочный", – так человек только укрепится в сознании своего величия и уникальности", – считает Спенс.

Возможно, он прав, особенно если говорить об обычных людях, периодически совершающих поступки, противоречащие общественной морали. Ведь с помощью 22-ступенчатой шкалы можно измерить не только порочность преступника, но и аморальность в целом приличного человека, который иногда любит выпить лишнего, наговорить гадостей за спиной близких людей или сходить "налево". Оправдывать такие проступки врожденной порочностью n-ной степени значило бы зажигать "зеленый свет" пьянству, сплетням и разврату.

Выбор читателей