Путин поразил мир "потемкинскими деревнями"

Читать в полной версии →
В то время, когда в Германии российский президент говорил о тотальной либерализации, грандиозных реформах и снижении давления на бизнес, в России стало известно об увеличении ФНС суммы налоговых претензий компании ТНК-BP


Фото AP



Международная промышленная ярмарка "Ганновер-2005" начала выстреливать сенсациями с первого дня наступившей недели. При этом главной сенсацией международного промышленного форума стало событие, не связанное напрямую ни с промышленностью, ни, тем более, с открытием российского павильона, для участия в котором и прибыл в Германию Владимир Путин.

Решение о принятии на себя Россией внешнедолговых обязательств СССР было ошибочным, заявил президент РФ на совместной с канцлером ФРГ Герхардом Шредером пресс-конференции. "К сожалению, пересмотреть мы его не можем и не будем этого делать. Мы всегда исполняем свои международные обязательства", – пояснил Путин слегка опешившим участникам пресс-конференции. По его словам, ни одна из бывших республик СССР, за исключением разве что Казахстана, была бы не в состоянии обслуживать свою часть долга, получив его "в наследство". При этом президент четко дал понять, сколь сильно Россия заинтересована в досрочном погашении долгов Парижскому клубу: "Экономически мы заинтересованы досрочно погасить, потому что условия, на которых были взяты эти долги, являются очень обременительными. Мы выплатили уже по процентам миллиарды долларов, и нам, конечно, выгодно освободиться от этого балласта и использовать освободившиеся средства для развития российской экономики и решения социальных вопросов". По мнению президента, Россия должна расплатиться с Парижским клубом уже к 2007 году. Отвечая на вопрос о том, на каких условиях должно произойти погашение долгов, учитывая, что Россия настаивает на дисконте, а кредиторы – на премии (за досрочное погашение долга, выданного под приемлемые проценты), глава государства выразил надежду, что стороны наконец-то, придут к решению, которое устроит всех. "Что касается конкретных формулировок, то эксперты работают, и есть основания полагать, что они придут к решению, которое устроит все договаривающиеся стороны", – заявил Путин. "Могу это подтвердить", – поддержал его канцлер Германии, которая, напомним, является главным кредитором России в рамках Парижского клуба.

Смелые высказывания Путина по долговым вопросам стали не единственной "русской" сенсацией ганноверской выставки. По словам российского президента, в 2007 г. Россия перейдет к полной валютной либерализации, а кроме того, в стране будет проведена реформа естественных монополий и банковского сектора с целью укрепления позиций отечественных банков. При этом Путин в очередной раз заявил о том, что пересмотра итогов приватизации не будет – "напротив, для стабилизации отношений собственности и недопущения каких бы то ни было возвратов к теме о ее переделе, мы готовим сейчас решение об уменьшении срока давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет".

Анализ этих высказываний позволяет сразу же сделать несколько важных выводов. Первый, естественно, касается внешнедолговой проблемы. Заявление об ошибочности принятия Россией на себя долгов СССР можно отнести к числу не очень удачных экспромтов или попыток "блеснуть", отойдя от протокола. В случае отказа от долгов СССР у РФ просто не было бы шансов стать правопреемницей сверхдержавы, позволивших ей в последующие годы, находясь в правовом поле, занимать вполне приличное место в мировой политике. Основная суть высказываний по долговому вопросу состоит не в этом. Уверенные заявления Путина о том, что России удастся расплатиться с Парижским клубом уже к 2007 г., свидетельствуют о том, что принципиальное решение по данному вопросу скорее всего уже достигнуто. Подтверждением этому являются и слова Герхарда Шредера, поскольку мнение немецкой стороны станет в данном вопросе решающим. По оценкам аналитиков, уже к концу текущего года размер Стабилизационного фонда (на сегодня – $27,5 млрд) будет примерно равен объему долга перед Парижским клубом (на 1 января 2005 г. – $43,3 миллиарда). В следующем году темпы пополнения Стабфонда могут несколько снизиться, но и в этом случае, при прогнозируемых средних ценах на нефть на уровне $36-38 за баррель, фонд пополнится не менее чем на $15 миллиардов. Таким образом, у России достаточно возможностей расплатиться с Парижским клубом в 2005-2006 гг. без особого вреда для собственной экономики. Предполагаемое соглашение о досрочном погашении российского долга за 2 года станет крайне благоприятным событием для нашей страны. Оно приведет к сокращению расходов на обслуживание долга (более $1 млрд в год), а также к повышению суверенного кредитного рейтинга России со стороны международных рейтинговых агентств.

Что касается пассажей о полной валютной либерализации и реформировании естественных монополий, они выглядят уже не столь изящно, как высказывания по долговому вопросу. Не очень понятно, зачем Путин (причем не в первый раз) ставит в число первостепенных задач валютную либерализацию. Реформа естественных монополий также вряд ли завершится к 2007 г., о чем красноречиво свидетельствует пример РАО ЕЭС. Заявления о возможности приостановления реформы ЖКХ, доносящиеся сегодня уже из недр самого правительства, только усиливают эти опасения. Поэтому сказанное является, скорее всего, очередной попыткой поднятия инвестиционного имиджа России в глазах мировых деловых и политических кругов. Это напоминает строительство "потемкинских деревень", с тем отличием, что происходит на самом высоком международном уровне. А то, что делать это российскому президенту приходится самостоятельно и к тому же в столь прямой и открытой форме, может свидетельствовать о глубине существующей проблемы.

В то время, когда в Германии президент Путин говорил о тотальной либерализации, грандиозных реформах и снижении давления на бизнес, в России стало известно об увеличении ФНС суммы налоговых претензий нефтяной компании ТНК-BP с 4 до 26 млрд рублей. Не исключено, что подобная "информационная накладка" может быть истолкована как косвенная демонстрация неподконтрольности ряда государственных структур своему президенту.

Саид ХАЛМУРЗОЕВ |
Выбор читателей