|
Самая драматическая часть этих материалов - переговоры пожарных на месте трагедии и их показания, записанные позже. Мэрия была вынуждена опубликовать их по иску газеты New York Times, который поддержали родственники погибших пожарных.
Ранее в этом издании уже публиковались выдержки из документов, и многих они побудили задаться вопросами, насколько эффективно спасательные службы работали на месте катастрофы, можно ли было уменьшить количество жертв.
Среди жертв 11 сентября - более 340 пожарных. Многие из них погибли, поскольку не услышали или проигнорировали приказ немедленно покинуть северную башню комплекса. После того, как первый самолет врезался в башню Всемирного торгового центра, экстренные службы почти лишились связи. В опубликованных материалах упоминается случай, когда врач приехал на главный пост пожарной охраны и обнаружил, что начальник пожарных пытается починить радио.
На одной из записей слышен голос: "У меня четыре начальника, которые отдают мне четыре разных распоряжения". Другой участник операции на месте терактов говорит: "Сейчас мы совершенно одни. Второе здание обрушилось. Я ничего не вижу, и у нас нет ни с кем связи". Многочисленные запросы пожарных и спасателей к другим подразделениям вообще оставались без ответа. На пленках сохранились записи переговоров с пожарными, которые успели подняться до середины небоскреба еще до того, как он обрушился. Кроме того, в материалах содержатся рассказы об отдельных попытках спасти людей. В частности, один из врачей вспоминает, как он оказывал помощь пожарному, на которого упала женщина, выпрыгнувшая из окна башни: " "Женщина в голубом платье упала прямо с неба. Она ударила этого парня... и она его раздавила". Пожарный получил тяжелейшие травмы и скончался.
"Я не могу выйти, - говорит один из тех, кто работал во Всемирном торговом центре по телефону оператору пожарной службы. - Я больше не могу дышать! Спасите меня! У меня мало воздуха. Пожалуйста, помогите! Я еле дышу".
Пожарные видели, как люди падали с верхних этажей Всемирного торгового центра. "Я как бы чувствовал, что вмешивался в чужую тайну, - вспоминает один из них. - Они только что решили умереть, а я смотрел на них. Я не должен был делать этого, и мы с еще одним парнем отвернулись и смотрели на стену. Но мы все равно слышали, как они ударялись об землю".
Один из врачей рассказал, что на месте терактов не хватало машин "скорой помощи". В каждую машину приходилось класть по несколько человек сразу. Пострадавших увозили от башен-близнецов, оказав минимальную медицинскую помощь. Отдельной проблемой стало плохое взаимодействие государственных и частных служб "скорой помощи".
Обнародованный нью-йоркскими властями архив состоит из 15 ч радиопереговоров между спасательными службами и 12 тыс. страниц воспоминаний пожарных, записанных в октябре 2001 года.
New York Times еще в начале 2002 г. потребовала опубликовать эти материалы, сославшись на закон о свободе информации, однако администрация Нью-Йорка ответила отказом. В 2005 г. апелляционный суд штата, рассмотрев заявление журналистов и семей некоторых погибших в результате терактов, постановил открыть архив. Мэрия возражала против этого, опасаясь, что публичность может помешать суду над подозреваемым в организации нападения на Нью-Йорк Захариасом Муссауи. Она также говорила о договоренностях с пожарными о сохранении многих деталей в тайне.
Из содержания записей можно сделать вывод о том, что 11 сентября 2001 г. в городе царил настоящий хаос. Родственники погибших и другие заинтересованные лица надеются, что обнародованные документы помогут им оспорить официальные утверждения о том, что многие пожарные самостоятельно принимали героическое решение не принимать во внимание предупреждения служб.