|
Считается, что главной задачей биржи станет проведение информационно-просветительской работы среди таджикских мигрантов, оказание им правовой, а в случае необходимости, и медицинской помощи.
Создание подобной структуры интересовало таджикские власти достаточно давно, так как позволяло хотя бы частично поставить под контроль процесс стихийной трудовой миграции, а заодно и хоть как-то отследить поток ввозимых гастарбайтерами денег. Реальная же возможность осуществить эти планы появилась лишь после визита в Таджикистан Владимира Путина. Итогом посещения Душанбе российским президентом стало подписание пакета российско-таджикских экономических соглашений, и в первую очередь – договора о создании российской военной базы в Таджикистане. Одним из ответных шагов Путина стало обещание улучшить условия пребывания таджикских граждан в России.
На сегодняшний день, по данным Международной организации по миграции, ежегодно на сезонную работу выезжает до 900 тыс. таджикских мигрантов, подавляющее большинство из которых работает в России нелегально. Наибольший спрос на таджикскую рабочую силу наблюдается в строительной отрасли и коммунальном хозяйстве. Создание биржи позволит легализовать значительную часть этого рынка, что уже само по себе можно считать большим прогрессом.
О том, что без притока мигрантов уже в самом скором будущем российская экономика начнет испытывать серьезные проблемы, говорят сегодня не только эксперты-аналитики, но и наиболее продвинутые государственные чиновники. Не так давно постановлением Правительства РФ от 14.11.2005 №681 была введена повышенная квота на въезд в РФ для трудовых мигрантов в 2006 году. Предполагается, что в следующем году на работу в Россию могут приехать до 329,3 тыс. иностранных граждан, тогда как аналогичная квота на этот год составляла 214 тыс. человек.
Не исключено, что пример таджикско-российской биржи труда станет некой отправной точкой для построения глобальной системы за контролем и распределением потока трудовых мигрантов на территории России. В случае успеха подобного опыта возможно появления таких же бирж в для представителей других стран, потоки трудовых мигрантов из которых наиболее значительны.
И все же, как показывает мировая практика, на сегодняшний день ни одной развитой стране не удалось наладить идеальную систему учета и распределения мигрантов, в результате чего армии нелегальных работников там также достаточно велики. Однако это вовсе не означает, что попытки узаконить и упорядочить миграцию являются бессмысленной тратой государственных средств. С одной стороны, это позволяет государству иметь более четкое представление о балансе трудовых ресурсов и контролировать криминогенность иммигрантского сообщества, с другой – облегчает жизнь самим приезжим, открывая перед ними более широкие трудовые и социальные возможности, а также защищая их права.
Тем не менее, в российском обществе все чаще проявляются признаки недовольства ростом числа трудовых мигрантов. В последнее время это отчасти объясняется тем, что россияне боятся повторения недавних событий во Франции и некоторых других странах Западной Европы. Однако подобные аналогии абсолютно беспочвенны, так как в России отсутствуют причины, вызвавшие французские события. Причиной беспорядков в парижских предместьях стала люмпенизация и маргинализация североафриканского иммигрантского общества. Большинство иммигрантов второго поколения в высокоразвитой стране просто не имеет возможности найти работу, соответствующую своему уровню квалификации. Государство же, со своей стороны, предпочитает откупаться от таких людей социальными пособиями, не задумываясь об их судьбе. В конечном счете, подобный подход приводит к социальной деградации иммигрантского общества, с известными нам последствиями.
Для того, чтобы подобное стало возможным у нас, необходимо, как минимум, дорасти до социально-экономического уровня Франции, при котором государство на социальные пособия безболезненно может содержать многомиллионную армию бездельников. Современной России это не под силу. К тому же, кардинальным образом разнятся и цели мигрантов в России и Западной Европе. Если основной задачей приезжающих в Россию гастарбайтеров является заработать побольше денег и часть из них отправить домой – семье, то большинство западных иммигрантов, семьи которых уже перебрались в Европу, не имеют такой сверхзадачи.
Таким образом, на нынешнем этапе, "французский вариант" нам, к счастью, не угрожает. В свою очередь, для того, чтобы он не возник никогда и ни при каких обстоятельствах, как раз и требуется грамотная и продуманная миграционная политика. Создание международных бирж труда вполне может стать важнейшим ее элементом.