Трагедию в Беслане должны были предотвратить

Читать в полной версии →
Сегодня состоялось заседание комиссии по расследованию обстоятельств теракта в Беслане. Общественность шокирована: оказывается, правоохранительные органы знали о готовящемся захвате


ФОТО: НТВ



Судя по всему, дело о захвате боевиками школы в Беслане в сентябре 2004 г. еще долго будет будоражить общественность. Сегодня в Москве проходит заседание парламентской комиссии по расследованию обстоятельств произошедшего, на котором стало известно, что Министерство внутренних дел Республики Ингушетия знало о готовящейся вылазке террористов, но не приняло своевременных мер.

Такой вывод содержится в докладе главы комиссии Александра Торшина. По его словам, боевики объединились именно на территории Ингушетии, в Малгобекском районе республики, откуда и прибыли в Беслан. "Лагерь боевиков находился всего в 70 м от дороги, - заявил Торшин, - мы там побывали, боевики действительно не маскировались".

Более того, Министерство внутренних дел РФ в конце августа 2004 г. неоднократно сообщало соответствующим органам Ингушетии о готовящихся нападениях на школы, которые были намечены как раз на 1 сентября. В этих сообщениях, в соответствии с приказом "О дополнительных контртеррористических мерах", изданном главой МВД Рашидом Нургалиевым еще 23 июня 2004 г., правоохранительным органам давались строгие указания перейти на усиленный режим несения службы на постах ГИБДД, а также полностью досматривать весь грузовой транспорт.

В частности, по словам Торшина, такая информация поступала в ОВД Малгобекского района республики, однако правоохранительные органы отнеслись к ней "формально", о чем западные СМИ писали еще в мае текущего года. При этом в Правобережный РОВД Беслана документ с указаниями по непонятным причинам "вообще не поступил".

Глава комиссии особо подчеркнул, что в ходе расследования в этом отделе милиции был обнаружен один из планов по обеспечению безопасности во время школьной линейки: в школу должны были быть направлены трое сотрудников милиции, однако один из них почему-то дежурил совершенно в другом месте. Кроме того, район вокруг школы должен был патрулировать экипаж ДПС из двух человек, но он был отправлен на трассу "Кавказ".

"Управление ФСБ по Ингушетии, республиканское МВД и их структурные подразделения фактически не осуществляли профилактические, организационные, режимные и иные меры по своевременному выявлению и пресечению преступной деятельности банд и террористических групп, - заявил Торшин. - Все это привело к тому, что в Ингушетии на территории Малгобекского района была беспрепятственно сформирована банда, захватившая заложников в Беслане".

Глава комиссии также назвал имена людей, готовивших террористов к нападению. "Подготовкой теракта руководили известные своей жестокостью сепаратисты Шамиль Басаев, Аслан Масхадов, Магомет Хашиев и их окружение, - отметил Торшин. - Активное участие принимали иностранцы, в том числе известный (арабский) террорист Абу-Дзейт". По его словам, эти люди намеревались дестабилизировать обстановку на всем Северном Кавказе. Правда, имена тех, кто заказал и финансировал проведение этого теракта, по-прежнему неизвестны.

Между тем Торшин назвал имя человека, отдавшего приказ о начале штурма школы: по данным комиссии, это начальник республиканского ФСБ генерал Андреев, возглавлявший на тот момент оперативный штаб по спасению заложников. И именно по его распоряжению журналистам сообщали о 300 заложниках, хотя на самом деле их было около тысячи. Кроме того, применение огнеметов в ходе этой операции, начавшейся после того, как в школе прогремели два взрыва, парламентская комиссия признала обоснованным, так как они не могли стать причиной пожара. По словам Торшина, этот вывод сделан на основе специального следственного эксперимента: когда по крыше здания стреляли из огнеметов, она не загорелась. В связи с этим у комиссии нет серьезных претензий к работе оперативного штаба.

При этом, по мнению Торшина, спецслужбы сделали все возможное, чтобы провести переговоры с Асланом Масхадовым, которые, вопреки появившейся информации, никто не срывал. "Срывать было нечего, потому что связи с ним не было", - заявил глава комисси, отвечая на вопрос депутатов. Он отметил, что сразу после захвата школы ФСБ связалась с одним из приближенных Масхадова - Ахмедом Закаевым, через которого передала просьбу принять участие в переговорах, но тот не поддержал инициативу.

Вместе с тем сегодняшний доклад, как сообщил глава комиссии, не является окончательным, поскольку ряд экспертиз пока не проведен. Кроме того, имеющийся материал пока не позволяет в полной мере судить о причинах и обстоятельствах произошедшего.

Как бы то ни было, а конкретные виновники трагедии так и не были названы, в связи с чем комитет "Матери Беслана" выразил свое недовольство докладом. "Мы считаем, что в докладе Торшина по итогам расследования парламентской комиссии должны были прозвучать имена тех людей, которые виновны в занижении цифры заложников во время захвата, - заявила председатель комитета Сусанна Дудиева. - Сейчас мы выслушали лишь маленькую часть доклада, которая транслировалась, и мы не можем делать каких-то выводов о его значимости. Но уже сейчас есть итоги ситуационной экспертизы, из которых можно делать выводы о виновности тех или иных лиц, в частности, членов оперативного штаба и его руководителей. В докладе, на наш взгляд, должны быть указаны имена всех виновников, которые не выполнили свои обязанности во время захвата и освобождения заложников". Дудиева также отметила, что на ближайшем заседании по делу Нурпаши Кулаева "Матери Беслана" ожидают появление в качестве свидетеля бывшего президента Северной Осетии Александра Дзасохова.

Напомним, что в результате трагедии погибли свыше 300 человек, больше половины из них - дети.

Алексей ГУСЕВ |
Выбор читателей