ФОТО: rustavi2.com.ge |
В Москве решение грузинского парламента было воспринято достаточно спокойно. В Госдуме и Совете Федерации пока ждут конкретных предложений от Саакашвили и правительства Грузии. Вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский считает, что последнее слово останется за Путиным и С.Ивановым, которые могут подтвердить полномочия российских миротворцев, продлив их мандат. По прогнозу Жириновского, в течение этого года ситуация на Кавказе может принципиально измениться, и Россия все-таки ответит на откровенные провокации грузинских властей. А переломным станет опять-таки май 2006 года, когда состоится совещание G8. После этого исчерпавшая лимит терпения Россия может пойти на куда более жесткие меры.
По мнению экспертов, к саммиту "большой восьмерки" Михаилу Саакашвили нужно подготовить убедительные аргументы: или устроить "маленькую победоносную войну" в непокорной республике, или же потребовать иностранной военной помощи в виду "оккупации" и "аннексии" своей территории северным врагом. Но трудности подстерегают пылкого тбилисского вождя на каждом шагу. На днях глава миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл, говоря о косовском сценарии, отметил, что, например, в Приднестровье применять его неуместно, поскольку там "нет такой этнической и религиозной враждебности, которая есть в Косово". Этот комментарий косвенно играет в пользу Абхазии и Южной Осетии, в которых грузинские военные устроили этнические зачистки, что и привело к восстанию и фактическому отделению регионов. До недавнего времени об этническом конфликте в Абхазии без устали повторяли и в Тбилиси, где традиционно приводят явно завышенные данные о грузинских беженцах и требуют от Европы признать геноцид грузин. Теперь же грузинские власти попались в казуистическую ловушку. Первым подвох заметил Саакашвили, в обращении к парламенту наложивший табу на любые фразы об этнических конфликтах в двух непризнанных республиках: "Конфликты в Абхазии и Южной Осетии не являются этноконфликтами. Я запрещаю такие фразы, как "грузино-абхазский конфликт" или "грузино-осетинский конфликт", так как это территориальные конфликты, связанные с разделом территорий постимпериалистического пространства". Парламентарии дружно замолчали и стали делать выводы.
Смену интонаций грузинских "ястребов" корреспонденту "Yтра" объяснили в столице Южной Осетии. "Чаша терпения переполнена у всех. Руководству спецподразделений уже приходится сдерживать бойцов, чтобы не ответить агрессору жестко сейчас, – рассказал один из офицеров южноосетинского СОБРа. – Грузинская сторона играет с огнем. Начнется война, и новая кровь полностью будет на ее совести. Тогда будет трудно остановить людей, которые пойдут воевать как мстители".
Тем временем в МИД Южной Осетии заявили, что руководство республики готовится ввести визы для грузинских миротворцев в зоне конфликта и вообще для всех граждан Грузии, которые не имеют гражданства самопровозглашенной республики. Тогда может случиться так, что грузинских военных вообще не будут пускать в расположение миротворческих сил в Цхинвале. По мнению обозревателей, это будет означать, что мирного решения конфликта вообще никто не ждет. В Южной Осетии уже готовятся к нападению: из республики отправляют детей, вокруг Цхинвала и окрестных сел обновляются инженерные сооружения.
Еще один неприятный сюрприз Тбилиси получил из Сухуми – абхазские парламентарии в экстренном порядке ратифицировали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Абхазией и Южной Осетией. Одним из пунктов этого документа является оказание военной помощи в случае нападения Грузии на одну из республик. "Абхазия не останется в стороне и выполнит свои союзнические обязательства перед Южной Осетией", – заявил министр обороны Абхазии Султан Сосналиев.
Грузино-осетинский конфликт. Хроника событий