|
Недоверие, а порой и просто неприязнь европейцев к продуктам, содержащим ГМ добавки, – факт достаточно известный. Культура питания и приготовления пищевых продуктов в Старом Свете складывалась на протяжении столетий, в связи с чем большинству европейцев довольно сложно смириться с тем, что поглощаемый ими продукт является результатом непонятных манипуляций на генном уровне. Более того, тема генетических изменений по полной программе отыграна многочисленными фантастами и лежит в основе чуть ли не трети литературных и кинематографических произведений в жанре "ужасов". В конечном счете, все это невольно порождает самые неожиданные ассоциации, вплоть до провоцирования генных мутаций у самих потребителей такой продукции с последующим их превращением в разнообразных монстров.
Сложно сказать, можно ли превратиться в монстра, съедая за завтраком бутерброд с содержащей трансгены колбасой, но и нельзя оставаться твердо уверенным в том, что это никак не отразится на здоровье. Пускай не сразу, а по прошествии какого-то времени или в следующем поколении, у детей или внуков.
Продвигая ГМ продукцию, представители ВТО ссылаются на то, что науке пока не известны случаи ее прямого воздействия на здоровье человека. Вместе с тем, по мнению многих ученых, с таким же успехом нельзя говорить и об ее абсолютной безопасности для человеческого организма. Многие аспекты воздействия трансгенов на организм до сих пор не изучены, и на сегодняшний день нет гарантии того, что в один "прекрасный день" ученые не придут к какому либо ужасающему открытию, способному повергнуть мир в дрожь. Уже сейчас, по мнению ряда исследователей, использование в пищу продуктов, содержащих ГМ включения, ведет к увеличению риска возникновения аллергических и других заболеваний.
Заметим, что, несмотря на усиленное продвижение ГМ продуктов, скептическое отношение к ним бытует далеко не только среди "заевшихся" европейцев. Потреблять в достаточных количествах генномодифицированную сою отказываются и в беднейших странах Африки, где не понаслышке знают, что такое голод. Однако производители ГМП не унывают и продолжают надеяться на то, что рано или поздно с использованием глобальных экономических институтов типа ВТО им удастся накормить своей продукцией весь мир.
К удивлению многих, одним из крупнейших потребителей ГМП является сегодня Россия. Произвол в сфере контроля за производством и импортом продовольственной продукции, царящий в нашей стране с начала 90-х, привел к тому, что значительная часть т.н. мясной и рыбной продукции чуть ли не полностью состоит из ГМ сои. Абсолютно соевая "тушенка", "колбаса" или замороженные "мясопродукты" встречаются на прилавках российских магазинов и по сей день.
Несмотря на то, что, в соответствии с российским законодательством, продукция, содержащая ГМ добавки, должна иметь соответствующую маркировку, далеко не все производители утруждают себя ее нанесением. Да и целесообразно ли на банке со 100% соевой тушенкой писать, что продукт "содержит" ГМ сою, когда он только из нее и состоит, не считая лаврового листа. И даже если кроме сои в продукте содержатся его естественные компоненты, соответствующая маркировка зачастую оказывается трудночитаемой или просто непонятной обычным покупателям.
Потребительская культура россиян растет с каждым годом, в связи с чем многие производители продуктов питания в качестве рекламного хода любят заявлять об отсутствии в их продукции ГМ компонентов. К сожалению, значительная часть таких заявлений оказывается ложью. Не так давно в результате исследований, проведенных "Гринпис России", выяснилось, что в список производителей, скрывающих наличие ГМП в своих товаров, попало множество наиболее известных на российском продовольственном рынке брендов. При этом поражает воображение общая тенденция использования ГМП практически всеми лидерами бизнеса по производству продовольственных товаров, такими как "Дарья Полуфабрикаты" (торговая марка "Дарья"), МПЗ "КампоМос", ПК ЗАО "Корона", МК "Микояновский", ОАО "Челны Холод", Черкизовский МПЗ и др. Самое высокое содержание ГМ сои обнаружено в продукции Черкизовского МПЗ.
Как бы россияне ни относились к наличию трансгенных составляющих в потребляемых ими продуктах питания, вряд ли большинство производителей откажутся от их применения в своей продукции. Применение таких добавок крайне выгодно с экономической точки зрения, ибо способствует снижению себестоимости товара. Вступление России в ВТО, судя по всему, откроет ГМП настоящую "зеленую улицу". Что же касается сомнений и опасений потребителей, то гиганты пищевой индустрии будут и дальше прилагать максимум усилий для того, чтобы убедить население в абсолютной безопасности своей продукции. Рано или поздно это им удастся. Тем же, кто не поддастся на убеждения, возможно, будет предложены продукты, действительно не включающие в себя ГМП. Вопрос в том, насколько такая "чистая" продукция окажется дороже "обыкновенной", то есть содержащей ГМ добавки.