Балканский вулкан

Читать в полной версии →
Состоявшийся в Черногории референдум о независимости вызвал неоднозначные оценки экспертного сообщества. Еврокомиссия приветствует результаты референдума; российские политики в основном скорбят




Прошедший в минувшее воскресенье в Черногории референдум о независимости вызвал неоднозначные оценки экспертного сообщества. Напомним: за отделение Черногории от Сербии проголосовало 55,4% из числа принявших участие в голосовании избирателей. Проигравший референдум блок за сохранение государственного сообщества Сербии и Черногории уже потребовал провести пересчет голосов, передает AP. "Необходимо дважды проверить предварительные результаты референдума и посчитать голоса на всех избирательных участках", – говорится в заявлении, подписанном четырьмя лидерами блока за сохранение СиЧ.

Между тем российские политологи расходятся во мнениях относительно влияния референдума на политическую ситуацию в разных странах, в частности на Балканах. Директор Института политических исследований Сергей Марков считает: победа сторонников независимости Черногории не окажет непосредственного влияния на процессы децентрализации в других странах (это касается, в частности, Косово, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья). "Результаты не будут иметь непосредственных политических последствий на эти процессы, поскольку Черногория обладала большим статусом – это бывшая союзная республика, а не область и не автономное образование", – заявил политолог в интервью РИА "Новости". Марков считает, что России после разделения сообщества следует сбалансированно выстраивать отношения как с Сербией, так и с Черногорией. "В Черногории не хуже, чем в Сербии, относятся к России. Исторические традиции там помнят, и мы должны учитывать это", – призвал эксперт.

Руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова уверена, что после принятия решения о независимости Черногории продолжится распад Балкан: в этом году будет решаться вопрос о независимости Косова и Метохии, затем поднимется вопрос о независимости сербского региона Воеводины. "Потом албанцы, стремящиеся к объединению всех земель, населенных представителями этого народа, поставят сначала вопрос о расширении их прав, а затем – об объединении своих территорий", – полагает Гуськова. По ее словам, Македония в ближайшее время может столкнуться с решением вопроса о создании там федеративного государства – "после этого до отделения албанских земель останется один шаг. Если македонцы не согласятся на это мирным путем, у албанцев наработан метод террористических действий, после которых Европа соглашается на все, что они требуют". Что касается Сербии и Черногории, процесс их "развода" не будет длительным и сложным, поскольку делить практически нечего. "Сербия сама очень устала от обвинений в геноциде на Балканах, что Белград виноват в процессах 90-х годов, неоправданных обвинениях в гегемонизме", – говорит эксперт. Черногория же столкнется теперь с целым комплексом проблем: совместный военно-морской флот продадут, деньги поделят. Послов из Черногории отзовут, и теперь самой Подгорице предстоит содержать своих диппредставителей и посольства за рубежом. Оплачивать свои внешнеполитические амбиции Черногории придется самостоятельно. "Европа их дотировала, чтобы они отошли от Сербии. А как дальше?!" – задается вопросом Гуськова.

О политических трудностях, подстерегающих независимую Черногорию, говорит и старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Зоя Клименко. "С одной стороны, отделение от Сербии позволит Черногории, последней из югославских республик, выйти из международной изоляции и тени Международного трибунала по бывшей Югославии, в которой она находилась вместе с Сербией с 1999 г., когда против руководителей тогдашней СРЮ были выдвинуты обвинения в совершении военных преступлений. С тех пор СРЮ, а затем и СиЧ регулярно "склоняли" с трибун международных организаций за нежелание сотрудничать с Трибуналом и выполнять его требования выдать обвиняемых. С другой стороны, поддержка албанскими избирателями черногорской независимости неизбежно будет предъявлена к оплате. Проходящие сейчас переговоры по определению статуса Косова неизбежно повлияют на позицию черногорских соплеменников косовских ирредентистов. Еще в начале 2004 г. выдвигались проекты создания особой албанской территориальной единицы в составе Черногории. Таким образом черногорские власти должны четко отдавать себе отчет, что с достижением независимости этот потенциальный очаг нестабильности может стать реальным, притом что средства воздействия на него для сохранения суверенитета и территориальной целостности у Черногории весьма ограничены. Возникает вопрос и о статусе черногорских граждан, проживающих в Сербии, которые с отделением их родины станут иностранцами в своей стране. А это им вряд ли понравится", – заявила эксперт РИА "Новости". Сразу после объявления предварительных результатов президент Черногории Филипп Вуянович объявил о намерении присоединиться в программе НАТО "Партнерство ради мира" и продолжить переговоры с ЕС о стабилизации с перспективой вступить в Союз, чему ранее препятствовала невыдача Белградом генерала Ратко Младича. Независимость Черногории позволит НАТО расширить свое присутствие на Балканах теперь и на эту часть бывшей Югославии на законных основаниях, в то время как ранее на территории СРЮ ее контингенты находились только в Косове. Таким образом, Альянс начинает реализовывать то, чего не удало достичь в 1999 г., а именно оккупировать всю Югославию, отметила Клименко. Дополнительно достигается изоляция Сербии, причем как в географическом плане (от моря), что ставит крест на вековой мечте сербского государства, так и в политическом (она останется единственной страной на Балканах, до сил пор не выдавшей МТБЮ главных обвиняемых, что естественно будет использовано ее международными партнерами и далее для получения каких-либо преференций).

Председателькомитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов не исключает, что референдум о статусе Черногории может оказаться камнем, брошенным в воду, и круги от этого броска "разойдутся далеко, затронув умы во многих европейских странах". По мнению сенатора, важно, чтобы подобные случаи обретения государством своей независимости в рамках международного права не провоцировали "стихийную вторую волну европейского распада". В то же время, по мнению Маргелова, "нет ничего страшного" в цивилизованном разводе Сербии и Черногории с точки зрения региональной стабильности. "Разделение, по сути, произошло уже очень давно и последние несколько лет Сербия с Черногорией де-факто существовали абсолютно независимо, и сейчас лишь идет закрепление этой ситуации де-юре", – заявил Маргелов. Он подчеркнул также, что отдельного рассмотрения требует косовская проблема. Не стоит забывать, что согласно резолюции Совбеза ООН Косово и Метохия являются составной частью государственного сообщества Сербии и Черногории. "Я думаю, что в этом отношении Сербия, как когда-то Россия после распада СССР должна выступить правопреемником единого государства со всеми вытекающими правами и обязанностями", – заявил российский сенатор. Однако этот вопрос требует дальнейшего урегулирования с участием всех постоянных членов Совбеза ООН.

По словам председателя комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева, сами жители двух бывших югославских республик не драматизируют происходящее, поэтому каких-либо конфликтных ситуаций ожидать не стоит. А заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Наталия Нарочницкая ("Родина") убеждена: развод Сербии и Черногории надолго "парализует национальную волю двух народов". Фрагментация и геополитическое дробление славянских народов на руку атлантистам и США, поскольку "порознь Сербия и Черногория будут более слабыми и менее самостоятельными государствами, чем в союзе".

Владимир Жириновский, в свою очередь, заявил о том, что референдум в Черногории сфальсифицирован. "Враги славянского мира и православия добились развода Сербии и Черногории. Во всех республиках бывшей Югославии у власти одни авантюристы. Разделение Сербии и Черногории – это югославская оранжевая революция. Джуканович – черногорский Ющенко. На самом деле за отделение проголосовали 45%, а еще 10% приписали", – заявил Жириновский "Росбалту".

Депутат Госдумы Виктор Алкснис считает, что Россия может извлечь выгоду из результатов референдума. "Мы подержим независимость Косова в обмен на признание Западом государственного суверенитета Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, – пояснил Алкснис. – Если такой торг еще не ведется, то он будет вестись. В геополитике – как в шахматах: пожертвовав одну фигуру, можно выиграть другую". По его словам, дробление республик бывшей Югославии продолжится: "Дьявольский план, который вынашивал Запад в отношении южных славян, к сожалению, реализован: Югославия как единое централизованное государство де-юре прекратила существование. Следующим шагом станет отделение Косова от Сербии, это вопрос уже практически решенный".

Между тем Еврокомиссия приветствовала предварительные результаты референдума о независимости Черногории и призвала партии и граждан страны к консенсусу в отношении будущего республики на базе европейских ценностей и стандартов, сообщил в понедельник представитель Еврокомиссии Амадеу Тардио Алтафадж. По его словам, первые официальные результаты свидетельствуют о победе сторонников независимости. Ранее Еврокомиссия призвала все стороны принять результаты голосования, какими бы они ни были. О признании результатов референдума заявил и генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. Альянс надеется на продолжение хороших отношений с обоими правительствами, отметил он.

Андрей КЛЮКВИН |
Выбор читателей