Самогонный аппарат работает лучше государственного

Читать в полной версии →
Алкогольный кризис, поразивший Россию, породил массу домыслов. Хотя на самом деле разрушение легального рынка алкоголя, происходящее у нас на глазах, объясняется одним простым русским словом




Алкогольный кризис, поразивший Россию, породил массу домыслов. То производителей пива запишут в авторы драконовских мер по отношению к вину и водке, то некие особо приближенные к властям алкогольные компании, которые якобы лоббировали принятие закона о новых акцизных марках, чтобы оттеснить остальных.

Как нам кажется, разрушение легального рынка алкоголя, происходящее у нас на глазах, объясняется одним простым русским словом – "безалаберность". Всякий программный законодательный акт требует массива подзаконных актов. Целью внесения изменений в законодательство посредством ФЗ-102 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" было внедрение новой системы учета всей алкогольной продукции. Основным средством учета должны были стать акцизные марки с новыми штрих-кодами. Поэтому в нашем случае ведомственные положения и постановления должны были установить форму, вид марок, порядок их введения в оборот и так далее. Обычная рутинная бюрократическая работа. За полгода, а закон был принят еще 21 июня 2005 г., почти ничего не было сделано. Подзаконные акты как снег на голову появились в период с 26 по 31 декабря. Естественно, 1 января новых марок в природе не существовало.

В конце января 2006 г. собралась обеспокоенная Национальная алкогольная ассоциация – общественная организация участников рынка алкоголя. На собрании присутствовали представители Министерства экономического развития и торговли. В ответ на обвинения членов ассоциации в бездействии работник министерства пообещала, что "завтра министр подпишет Постановление по марке на полулитровые бутылки водки". Как так, а вино, а водочные бутылки емкостью в один литр, продолжали вопрошать производители и торговцы, кто возместит убытки? "Не волнуйтесь, мы разберемся", - снова успокаивали министерские работники.

И "разобрались". Новых марок на вино, например, нет до сих пор. Хотя прошло еще полгода. Этот пример кажется нам характерной иллюстрацией того, как работает государственный аппарат в деле обеспечения исполнения законов.

Еще одна больная тема – это автоматизированная система учета алкоголя (ЕГАИС), к которой, согласно ФЗ-102, должны были до 1 июля 2006 г. подключиться все организации, имеющие в России лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. ЕГАИС выступало физическим воплощением идеи тотального учета бутылок с горячительным. Разрабатывала и внедряла систему ФСБ через подведомственный ей ФГУП НТЦ "Атлас". Система так и не работает, а НАА строчит письма в правительство, слезно прося повременить с внедрением.

Это, так сказать, анатомия конфликта. Результат бюрократического беспредела хорошо известен большинству читателей. Алкоголь с прилавков магазинов начал исчезать сразу с наступлением времени "икс" – 1 июля нынешнего года, когда новые правила ввели в действие. Социальные же последствия неразберихи с марками для алкогольной продукции почти не попадают в поле зрения чиновников.

Снижение уровня производства или объема поставок легального (маркированного) алкоголя не мотивирует отечественного потребителя покупать меньше. Наоборот, некоторые пытаются запастись впрок. Природа не терпит пустоты, и рынок начинает заполняться нелегальной продукцией. По данным экспертов, объем безакцизного алкоголя и так занимал чуть ли не половину рынка. А есть в России регионы, где доля нелегальной выпивки превышает легальную. Даже в Москве до последнего времени регулярно задерживали целые вагоны с водкой без акцизных марок. Как сообщил нам эксперт-нарколог, доктор медицинских наук Александр Викентьевич Немцов, официальная статистика продажи алкоголя еще недавно на треть превышала производство.

Можно прогнозировать возрождение печально известной практики "третьей смены". Ликероводочные заводы обычно работают в две смены. В соответствии с законом, после двух смен все оборудование должно пломбироваться, но за взятки контролирующие органы давали добро на третью – подпольную смену. "Третья смена" обеспечивала львиную долю нелегального оборота алкоголя в стране. Никакие самопальные водочные цеха, а тем более индивидуальные самогонщики близко не равнялись по объемам выпуска безакцизной продукции лицензированным заводам.

Последствия кризиса общество сможет полностью ощутить и просчитать только по прошествии определенного времени. Когда подсчитаем алкогольную смертность в 2006 г., смертность от циррозов и других подобных заболеваний. Когда станет известно соотношение выпуска и продажи горячительных напитков в нынешнем году.

Интересно, что эксперты не верят в улучшение общей ситуации с алкоголем в стране. По их мнению, государству, скорее всего, не удастся реализовать недавнюю инициативу о государственной монополии на производство этилового спирта. "Вы даже не представляете, какие миллионы долларов там крутятся, – рассказывает Александр Немцов. – По состоянию на 2003 г. доходы от нелегальной продажи алкоголя в России превысили доходы от незаконной торговли оружием и автомобилями. Никто не согласится потерять такой бизнес".

Что мы имеем на выходе? Затея с новыми акцизными марками и автоматизированной системой учета алкоголя помпезно подавалась властью как форма борьбы с коррупцией в отдельно взятой отрасли. Позиция изначально провальная, даже если бы чиновники сработали вдруг на совесть и ввели в действие все подзаконные акты в срок. Алкогольная промышленность и торговля тесно связаны с остальным миром, они не существуют в безвоздушном пространстве. Невозможно преодолеть коррупцию в сфере производства и продажи алкоголя, не победив ее в смежных областях.

Выбор читателей