|
Тбилисский бомонд пытался понять, что означают эти угрозы, очевидно связанные с решением руководства Грузии увеличить контингент в Ираке до двух тысяч человек. Члены околовластных партий восприняли послание как глупую шутку. Нельзя не признать, что определенная логика в этом есть. В стране вообще идет непрерывный блеф. Вот совсем недавно, во время скандала вокруг захвата британских военных в Иране, Лейбористская партия Грузии распространила информацию о том, что Махмуд Ахмадинеджад принял решение отпустить англичан по просьбе руководства этой партии. Затем последовала история о письме, в котором посол Великобритании благодарил грузинских лейбористов за чудесное освобождение его соотечественников. Ну а потом, как и следовало ожидать, выяснилось, что ничего подобного - ни переговоров с иранским президентом, ни письма из посольства - на самом деле не было.
Более серьезные представители оппозиции расценили угрозы как намеренную провокацию, напрямую увязанную с позицией, занятой Грузией в связи с ситуацией в регионе. Лидер партии "Надежда" Ирина Саришвили, проконсультировавшись в посольстве Ирана, заявила, что она "на 90% уверена, что угрозы рассылались по указке грузинских властей для того, чтобы в случае чего сослаться на эти угрозы".
Прямо противоположную версию озвучила Пикрия Чихрадзе, являющаяся одним из лидеров "Правой оппозиции". По ее мнению, грузинские спецслужбы тут ни при чем: "послание наверняка составлено кем-то, придерживающимся пророссийской ориентации, это следует из антиамериканского содержания текста и негативного отношения автора к участию Грузии в миротворческой операции в Ираке".
В общем, грузинские политики готовы верить в розыгрыш или видеть во всем "руку Москвы" либо спецслужб, только бы не задумываться о возможности реальной угрозы. Подобные настроения, скорее всего, объясняются тем, что после конфликтов начала 1990-х Грузия жила относительно спокойно. Что касается серии покушений на бывшего президента Шеварднадзе, их с самого начала называли "странными", подразумевая их постановочный характер. А про загадочную гибель премьер-министра Жвания все уже забыли.
С чеченскими боевиками грузинские власти жили мирно, а порой и дружно. В СМИ попадала информация о контактах полевых командиров с бывшим главой МВД и министром обороны Ираклием Окруашвили. Известны истории о лагерях боевиков в Панкисском ущелье, о том, как Грузия давала "зеленый коридор" отрядам Гелаева, регулярно вторгавшимся то на территорию Абхазии в районе Кодорского ущелья, то в Чечню или Ингушетию. В общем, это были свои, ручные террористы, которые бесчинствовали на территории России, а в Грузии вели себя тихо и мирно.
Между тем опыт европейских стран и России свидетельствует о том, что к таким угрозам стоит относиться серьезно. Более того, следует внимательно анализировать их содержание. Хотя бы потому, что из уже накопленной информации следует: подобные обещания, как правило, выполнялись.
Так, в августе 2002 г., на фоне требований начать переговоры с Масхадовым, было озвучено невнятное предупреждение о возможности терактов в центральной части России. И ровно через два месяца страна получила "Норд-Ост". Весной 2003 г. Басаев объявил о начале операции "Бумеранг", а летом последовала серия терактов в Москве (взрывы на фестивале "Крылья", рядом с гостиницей "Националь" и у метро "Рижская"), подрыв госпиталя в Моздоке и электрички под Ессентуками. В декабре 2003 г. Басаев предупредил о намерении вновь атаковать Россию, и страна получила серию терактов на Северном Кавказе и взрыв в московском метро на перегоне Автозаводская - Павелецкая. В июне 2004 г. Басаев пообещал нанести "путинскому режиму неожиданные и очень болезненные удары" - и через пять дней боевики учинили бойню в Ингушетии, а еще через два месяца были синхронно взорваны два пассажирских самолета. В июле того же года некая организация, называющая себя "Военный Маджлисуль Шура Ингушетии" ("Военный совет мусульман Ингушетии"), предупредила о начале "священной войны против неверных" на территории Северного Кавказа, и 1 сентября боевики захватили школу в Беслане.
Аналогичным образом выполнялись и некоторые угрозы, озвученные международными террористическими организациями, связанными с "Аль-Каэдой". Так, например, летом 2004 г. "Бригады Абу Хафса аль-Масри" предупредили о намерении атаковать Европу, и после этого в течение нескольких месяцев гремели взрывы в Турции, которая в посланиях "Бригад" именовалась "первой европейской страной, атакованной за контакты с США", а заключительный удар, почти через год, пришелся на Лондон.
Теперь и Грузия, оказавшись в поле зрения террористов, не только попала в одну компанию с ведущими европейскими державами, но и как бы "получила международное признание" в качестве партнера США.
И в конечном итоге весь этот сюжет, независимо от того, будет ли исполнена озвученная в электронных письмах угроза, может стать поводом для постановки вопроса о необходимости размещения на территории Грузии американской системы ПРО. Во-первых, для обеспечения безопасности самой Грузии, и, во-вторых, потому, что этот вариант гораздо более соответствует тезису о необходимости "защитить Европу от иранских ракет", нежели размещение баз ПРО в Чехии и Польше.
Не исключено, что именно на такое развитие событий рассчитывают и США. Ведь радары, установленные на территории Грузии, смогут не только блокировать удары по Европе и Грузии, но и обеспечить наблюдение за испытаниями российских межконтинентальных ракет, размещенных на полигоне Капустин Яр.