ФОТО: teatr-uz.ru |
Для празднования 30-летия помещение "Новой оперы" было выбрано не случайно. Во-первых, оно не то чтобы совсем чужое: художественный руководитель театра на Юго-Западе Валерий Белякович поставил там несколько спектаклей. К слову сказать, помимо своего театра, в котором Белякович выпускает две - три премьеры в сезон, он работал над постановками во МХАТе им. Горького, Театре им. Гоголя, МТЮЗе, Новой Опере, Пензенском драматическом театре (в местном Музее Мейерхольда есть даже небольшой стенд, посвященный театру на Юго-Западе), театре "Комедiя" в Нижнем Новгороде (более пяти лет он пробыл здесь художественным руководителем), а также в США и Японии. В последней Белякович осуществил несколько двуязычных русско-японских постановок, и именно сюда его театр часто приезжает на гастроли. Минимализм, условность и выразительность его стиля, вероятно, оказались довольно близки японской национальной культуре.
Во-вторых, в зале "Новой оперы" 700 мест. (Впрочем, и их было мало: стулья расставили и на месте оркестровой ямы.) В самом театре на Юго-Западе - лишь 120. О необходимости нового помещения, да какой там необходимости - о своей жажде, тоске и мечте - Валерий Белякович в течение многих лет упрямо говорил в каждом интервью. В какой-то момент недалеко от театра даже вырыли котлован, но дальше него ничего не продвинулось. А проблема ведь не в маленькой сцене и не в том, что поклонникам театрального искусства своего театра решительно не хватает. Хотя, конечно, сцена с низким потолком и неудобной колонной посередине (театр находится в жилом здании), которую в каждом спектакле приходится обыгрывать, – серьезное испытание для воображения. Главное в другом. Театру, строящемуся на постановочной эффектности и актерской самоотдаче, необходим прочный контакт со зрителями. Но мало того, что прочный, так еще и масштабный. А масштаб, исходя из 120 мест, как вы понимаете, организовать сложновато. Тем более сложно реализовать программу-максимум, сформулированную Беляковичем: "Нам бы хотелось зарядиться энергией зрительской любви еще лет на тридцать".
Наконец, сцена "Новой оперы" имеет всякие технические навороты, может подниматься, опускаться и крутиться. Такая сцена для Валерия Беляковича действительно мечта. Но у мечтаний есть одно неприятное свойство: они редко сбываются. Вот и на этот раз, когда предполагалось, что сценические эффекты хотя бы на юбилейном вечере будут использованы на всю катушку, оказалось, что сценическая механика в этот день не работает, и сделать ничего нельзя. На вечере Белякович не раз печально пересказывал, как в этот момент артист должен был так - ух - и подняться, или так - эх - и спуститься. Но, честно говоря, "плоская" постановка на огромной пустой сцене выразительность театра на Юго-Западе ничуть не сплющила.
Более того, ключевые особенности стиля театра, возникшего как театр-студия и до сих пор от духа студийности совершенно не отказывающегося, оказались видны как на ладони. По сути, театр на Юго-западе – это современный народный, площадной театр. Каждая постановка в обязательном порядке содержит юмор (по большей части, в виде жесткой самоиронии), импровизацию и зрелищность. Своего рода кинематографичность (причудливый монтаж сцен осуществляется с помощью света, то медленно гаснущего, то неожиданно вспыхивающего; художник по свету Вячеслав Климов) и эстрадность (завораживающий саундтрек – не дополнение, а основа спектаклей) - еще две черты джентльменского набора театра. Все они проявились и на юбилейном вечере.
Традиционный жанр юбилейного представления - капустник. Здесь же был дан "гала-концерт в одном действии". По задумке режиссера, ведущего вечер, персонажи спектаклей, среди которых "Гамлет", "Макбет", "Ромео и Джульетта", "Дракула", "Достоевский-trip", "Мастер и Маргарита" и другие, должны были публично поздравить театр с юбилеем. Череды отрепетированных поздравлений не получилось. Получился целостный спектакль о смысле жизни человека вообще и актера в частности. Актеры театра (Александр Горшков, Валерий Афанасьев, Александр Наумов, Олег Леушин и другие) выдавали свои самые сильные монологи. Валерий Белякович прямо в репетиционных майке и штанах на глазах публики перевоплотился в Клавдия. Но тут же пафос монолога отчасти снимался, а отчасти заострялся следующей за ним эстрадной песней. Зловещий Дракула (Алексей Матошин), многозначительно подмигивая зрителям, неожиданно начинал наигрывать на гармони: "Что ж ты бродишь всю ночь одиноко, что ж ты девушкам спать не даешь", а ведьмы из "Макбета" с явным удовольствием пританцовывали в такт песне группы "Любэ" о том, что нужно любить друг друга ("Атас").
В самом финале, уже после аплодисментов, опытный дирижер смеха и скорби представил последний номер. Юная Ольга Авилова, актриса труппы театра, на фоне экрана с фотографиями отца исполнила уже под готовую фонограмму песню "Виват, король". Виктор Авилов, ушедший из жизни в 2004 г., вместе с Валерием Беляковичем был основателем театра и стал его первым актером. Он владел одной из основных загадок этого театра - искусством столкновения трагического и комического. Чтобы у зрителей из глаз брызнули слезы, умеют многие. Но мало кто может заставить течь из одного глаза слезу радости, а из другого - слезу печали. Театр на Юго-Западе – странное и даже несколько опасное место, в котором на один квадратный метр площади такие люди как-то уж слишком часто встречаются. И вряд ли дело только в размерах самого театра.