Фестиваль "Новая драма" сменил амплуа

Читать в полной версии →
Шестой ежегодный форум драматургов помимо собственно читки пьес и просмотра спектаклей ввел в программу переводческие семинары, дискуссии и конкурс интернет-блогов


ФОТО: newdramafest.ru



Фестиваль "Новая драма" пройдет в Москве с 22 по 27 сентября в шестой раз. Среди многочисленных определений и слоганов этого мероприятия ("Фестиваль активной социальной позиции", "Новое искусство, новый герой, новая тема", "Современная речь и отсутствие табу") есть и такая простая описательная характеристика: "Ежегодный фестиваль спектаклей по современной драматургии". Существует даже некоторое противопоставление двух следующих друг за другом театральных фестивалей - "Любимовки" и "Новой драмы". "Любимовка", появившаяся в начале 1990-х и представляющая собой публичные читки и обсуждения пьес современных авторов, по сути, смотр текстов. В последние годы он проходит не в имении Станиславского, а в Москве, в Театре.doc, хотя название, разумеется, сохраняет. "Новая драма" задумывался и реализовывался как форум спектаклей, московских, региональных и зарубежных. Важно было запустить и насытить канал, связывающий драматургов и литчасти театров, застолбить современным пьесам место под светом софитов, показать, что постановки по "Новой драме" могут иметь успех.

Увы, даже при беглом взгляде на афишу этого года трудно не заметить ее разреженность. В программе 11 спектаклей, восемь из которых постоянно идут в Москве в трех заточенных под "Новую драму" театрах (Центр драматургии и режиссуры, Театр.doc, театр "Практика"), один из гостей - питерская постановка "Девочка и спички" по тексту Клима, которая в прошлом сезоне здесь уже побывала. В общем, дефицит интриги налицо. Правда, на пресс-конференции оказалось, что это никакой не дефицит, а принципиальная, более того, концептуальная позиция.

Ее суть заключается в отказе от фестиваля-смотра и фестиваля театров. Да и в целом театральная составляющая (читай: основная программа) становится все менее весомой. Энергия сосредотачивается на границах "нормального" театра и тех областей искусства и жизни, которые, с точки зрения организаторов, максимально близки тематически и идеологически движению "Новой драмы". Эдуард Бояков - стратег, идеолог и политик фестиваля - на пресс-конференции сетовал на то, что в прошлом году на музыкальную спецпрограмму с рэперскими группами никто из журналистов не пришел, что, безусловно, может и должно считаться показателем узколобости и зашоренности. Да и к зарубежному театру у московских критиков, оказывается, неправильное, необоснованно предвзятое отношение. Бояков заметил, что другие фестивали дерутся за то, чтобы привезти в Москву Алвиса Херманиса или Томаса Остермайера. Между тем их спектакли - это ровно то же самое, что показывают в Театре.doc, но первых объявляют шедеврами европейской режиссуры, а вторых предпочитают не замечать. Поэтому отныне "у фестиваля "Новая драма" новое лицо". За расширение сознания предполагают взяться со всей серьезностью. В разросшуюся спецпрограмму включены множество читок, переводческих семинаров, дискуссий, конкурс интернет-блогов, демонстрация видеоинсталляции, показ фильмов и анимационного сериала, посвященного проблеме наркотиков.

При чем тут театр, спросите вы? А ни при чем. Но новая концепция и предшествующее ей существенное сокращение государственного финансирования диктуют необходимость нового устройства фестиваля. По словам театрального критика и программного директора "Новой драмы" Кристины Матвиенко, идея привести новые тексты в театры оказалась утопичной. Продукция региональных заведений не выдерживает никакой конкуренции, зарубежные постановки слишком дороги, московские - хорошо известны зрителю. Выхода, по сути, два: либо закрыть фестиваль, либо кардинально изменить его задачи и смысл. Подобные прецеденты в истории уже бывали: физика, не найдя материи, стала изучать законы относительности и свойства частицы-волны, психология, не найдя души, сосредоточилась на психических процессах. Теперь вот театральный фестиваль, не найдя должного взаимопонимания с театром, занялся смежными областями: кинематографом, литературой и блогосферой. Тем более что эти смежные области проявляют к "Новой драме" весьма заметный интерес. Журнал "Искусство кино" посвящает фестивалю 50 страниц в год, эксперты и просто уважаемые люди (в их список у Боякова попали Сергей Сельянов, Даниил Дондурей, Дмитрий Пригов, Владимир Мартынов и Олег Кулик) безмерно восхищаются "Новой драмой", тогда как критик N позволяет себе устало-высокомерное "так себе". Когда объявили конкурс блогов, на страницу было зафиксировано более 5 млн кликов, оставлено около тысячи заявок. Правда, как связана хорошо известная активность владельцев сетевых журналов с популярностью фестиваля, остается загадкой.

Костяк форума составят публичные читки. В программе отдельно выделены современная канадская и латышская драматургия. Самым же главным мероприятием станет конкурс лучшей пьесы (напомню, в прошлом году эта номинация так и не нашла своего героя, что в контексте разговоров о новой драматургии выглядело некоторым оксюмороном). Теперь будет названа не просто лучшая пьеса, а пьеса пьес. Шорт-лист конкурса формировался на основе шорт-листов известных драматургических конкурсов (в частности, "Евразии" и "Свободного театра"). Решение, ответственность которого возведена в квадрат, будет принимать жюри, объединенное, как отмечено в пресс-релизе, "независимым взглядом, самодостаточностью и бесспорным талантом". В их число попали Алексей Балабанов, Александр Гаврилов, Елена Фанайлова, Саша Дагдейл, Вадим Леванов, Михаил Синев, Макс Фрай, Дмитрий Быков, Ингеборга Дапкунайте, Эдуард Бояков и Григорий Заславский.

Подробности конкурса, программу фестиваля и новое лицо "Новой драмы" можно изучить на сайте newdramafest.ru.

Юлия ЧЕРНИКОВА |
Выбор читателей