ФОТО: newdramafest.ru |
Увы, даже при беглом взгляде на афишу этого года трудно не заметить ее разреженность. В программе 11 спектаклей, восемь из которых постоянно идут в Москве в трех заточенных под "Новую драму" театрах (Центр драматургии и режиссуры, Театр.doc, театр "Практика"), один из гостей - питерская постановка "Девочка и спички" по тексту Клима, которая в прошлом сезоне здесь уже побывала. В общем, дефицит интриги налицо. Правда, на пресс-конференции оказалось, что это никакой не дефицит, а принципиальная, более того, концептуальная позиция.
Ее суть заключается в отказе от фестиваля-смотра и фестиваля театров. Да и в целом театральная составляющая (читай: основная программа) становится все менее весомой. Энергия сосредотачивается на границах "нормального" театра и тех областей искусства и жизни, которые, с точки зрения организаторов, максимально близки тематически и идеологически движению "Новой драмы". Эдуард Бояков - стратег, идеолог и политик фестиваля - на пресс-конференции сетовал на то, что в прошлом году на музыкальную спецпрограмму с рэперскими группами никто из журналистов не пришел, что, безусловно, может и должно считаться показателем узколобости и зашоренности. Да и к зарубежному театру у московских критиков, оказывается, неправильное, необоснованно предвзятое отношение. Бояков заметил, что другие фестивали дерутся за то, чтобы привезти в Москву Алвиса Херманиса или Томаса Остермайера. Между тем их спектакли - это ровно то же самое, что показывают в Театре.doc, но первых объявляют шедеврами европейской режиссуры, а вторых предпочитают не замечать. Поэтому отныне "у фестиваля "Новая драма" новое лицо". За расширение сознания предполагают взяться со всей серьезностью. В разросшуюся спецпрограмму включены множество читок, переводческих семинаров, дискуссий, конкурс интернет-блогов, демонстрация видеоинсталляции, показ фильмов и анимационного сериала, посвященного проблеме наркотиков.
При чем тут театр, спросите вы? А ни при чем. Но новая концепция и предшествующее ей существенное сокращение государственного финансирования диктуют необходимость нового устройства фестиваля. По словам театрального критика и программного директора "Новой драмы" Кристины Матвиенко, идея привести новые тексты в театры оказалась утопичной. Продукция региональных заведений не выдерживает никакой конкуренции, зарубежные постановки слишком дороги, московские - хорошо известны зрителю. Выхода, по сути, два: либо закрыть фестиваль, либо кардинально изменить его задачи и смысл. Подобные прецеденты в истории уже бывали: физика, не найдя материи, стала изучать законы относительности и свойства частицы-волны, психология, не найдя души, сосредоточилась на психических процессах. Теперь вот театральный фестиваль, не найдя должного взаимопонимания с театром, занялся смежными областями: кинематографом, литературой и блогосферой. Тем более что эти смежные области проявляют к "Новой драме" весьма заметный интерес. Журнал "Искусство кино" посвящает фестивалю 50 страниц в год, эксперты и просто уважаемые люди (в их список у Боякова попали Сергей Сельянов, Даниил Дондурей, Дмитрий Пригов, Владимир Мартынов и Олег Кулик) безмерно восхищаются "Новой драмой", тогда как критик N позволяет себе устало-высокомерное "так себе". Когда объявили конкурс блогов, на страницу было зафиксировано более 5 млн кликов, оставлено около тысячи заявок. Правда, как связана хорошо известная активность владельцев сетевых журналов с популярностью фестиваля, остается загадкой.
Костяк форума составят публичные читки. В программе отдельно выделены современная канадская и латышская драматургия. Самым же главным мероприятием станет конкурс лучшей пьесы (напомню, в прошлом году эта номинация так и не нашла своего героя, что в контексте разговоров о новой драматургии выглядело некоторым оксюмороном). Теперь будет названа не просто лучшая пьеса, а пьеса пьес. Шорт-лист конкурса формировался на основе шорт-листов известных драматургических конкурсов (в частности, "Евразии" и "Свободного театра"). Решение, ответственность которого возведена в квадрат, будет принимать жюри, объединенное, как отмечено в пресс-релизе, "независимым взглядом, самодостаточностью и бесспорным талантом". В их число попали Алексей Балабанов, Александр Гаврилов, Елена Фанайлова, Саша Дагдейл, Вадим Леванов, Михаил Синев, Макс Фрай, Дмитрий Быков, Ингеборга Дапкунайте, Эдуард Бояков и Григорий Заславский.
Подробности конкурса, программу фестиваля и новое лицо "Новой драмы" можно изучить на сайте newdramafest.ru.