Головокружение от театра

Читать в полной версии →
Фестиваль "Большая перемена", организованный театром "Практика", удался на славу. Его специальная программа включала семинары, обсуждения, читки пьес, мастер-классы и выставку "Дети рисуют театр"


ФОТО: bigbreakfest.ru



Фестиваль "Большая перемена" с предзаголовком "Первый московский международный фестиваль театра для детей" и пояснением "Лучшие спектакли для детей из России, Великобритании, Мексики, Канады, Италии, США, Голландии, Эстонии" имеет настолько ризомное строение, что не знаешь даже, за что хвататься. Со 2 по 11 ноября театром "Практика" было организованно такое количество культурных событий, что их все не только посетить, но и запомнить-то толком не получается. Но фестиваль удался. И злободневностью, и показателями посещаемости, и причастностью к вопросам нравственности, уходящей, как свидетельствует психология, корнями в глубокое детство.

Афиша собиралась из четырех разделов. В основной программе специально выделены российские и зарубежные спектакли. Структура последних напоминала образ из русских сказок: утка проглотила яйцо, содержащее иглу, а дальше уж как получится. В зарубежных спектаклях отдельным пунктом шла британская программа (директор Британского совета в России Джеймс Кеннеди даже сделал неожиданное предположение, что главным результатом фестиваля "будет установление новых культурных связей и взаимопонимания между нашими странами"). А в британской программе стоит упомянуть две постановки. "Молодой Гамлет" – спектакль-расследование причин смерти ряда датских граждан, а заодно и спектакль-введение в образный и языковой мир Шекспира. Единственный актер то озадачивал зрительный зал вопросами детективного характера типа "что может стать причиной убийства" и бросался к разложенным по сцене уликам и свидетельствам преступлений – шпаге, короне, еще не истоптанным туфлям, то не без проникновенности читал фрагменты шекспировских текстов. Вообще-то, в оригинале все это происходит не в театре, а прямо в школе, неподалеку от классов литературы, истории и психологии, а дети после окончания сочиняют рассказы о персонажах, выдумывая своего "Гамлета" и своего Шекспира. "Шапочка в лесу" – существенно переписанная сказка, в которой Красная Шапочка в исполнении харизматичного артиста в черной одежде, с красным ремнем и в красных носках вырывается из-под маминого контроля и, разгуливая с ножом по лесу, учится не только пользоваться свободой, но еще и отвечать за нее.

Специальная программа фестиваля включала семинары, обсуждения, читки пьес, мастер-классы режиссеров и выставку "Дети рисуют театр". Из раздела "Театр, где играют дети" стало ясно, что дети играют в спектаклях от "Тома Сойера" до "Школы для дураков" и в институциях от "Колледжа музыкально-театрального искусства №61" до "Народного коллектива современного танца". Наконец, гала-концерт звезд театра и кино для детей в режиссуре Нины Чусовой, прошедший в середине фестиваля, стал, как говорится в таких случаях, пикантным добавлением к основному блюду: "Щелкунчик" и "Танец снежинок", "К чему приводят шалости?" и "Крысиные бега" вполне способны создать ту особую атмосферу праздника, которая обычно возникает у детей на новогодних елках.

А вот, пожалуй, лучший показанный спектакль – "Преступление и наказание" питерского театра "Кукольный формат" (режиссер Анна Викторова) – юным зрителям решительно не понравился. "У этих кукол нитки же все видны, – сообщил мой подвергнутый опросу сосед среднего школьного возраста, – да и вообще как-то все не по-настоящему". И правда, запевающий вдруг арию из "Пиковой дамы" Раскольников, куклы-близнецы Соня и Лиза, кошмарное явление тиражированной процентщицы, танго-убийство и руки кукольника, моющие в тазу настоящий топор, – это уже ни в какие ворота. Как тут прикажете на уроке разбирать роман из сокровищницы мировой литературы? Где сцена покаяния, где распластанный на дороге Мармеладов? Где мрачный и душный Петербург, в конце концов, на сцене одни двигающиеся фанерные стены. Но театр, если разобраться, несколько иной жанр, чем школьное сочинение. Даже не так – кардинально другой, противоположный. Театр – это такие большие школьные каникулы, ну, или, в крайнем случае, большая перемена. Все носятся, кричат, скачут, а там вдруг страдальческое лицо Сони мелькнет, тяжелый взгляд Раскольникова привидится. На уроке литературы оно как-то спокойнее. Хотя и скучно, если честно.

Юлия ЧЕРНИКОВА |
Выбор читателей