|
Главный архитектор столицы Александр Кузьмин выступил сегодня, 4 декабря, на заседании городского правительства, с докладом о наиболее насущных проблемах мегаполиса. В их число попала и угроза затопления, которая актуальна, по словам Кузьмина, для 30% территории Москвы.
"К счастью, большинство потенциально затопляемых территорий находится в зоне природного комплекса. В то же время эта проблема требует специальных мероприятий", - заявил главный архитектор Златоглавой.
По имеющимся в распоряжении его ведомства данным, на сегодняшний день в Москве насчитывается 44,8 тыс. га территорий, которые потенциально могут оказаться подтопленными при определенном стечении обстоятельств. Причем 17,8 тыс. га из них застроены зданиями и сооружениями различного назначения.
Александр Кузьмин отметил, что такая неприятная ситуация сложилась, в первую очередь, из-за географического положения города и топографических особенностей отдельных его районов. Увы, с этими обстоятельствами справиться не удастся никогда, поэтому и надеяться на полное избавление Москвы от угрозы подтопления не стоит.
Тем не менее, по словам главного архитектора, к 2011 г. общее число потенциально подтопляемых территорий должно сократиться до 39 тыс. гектаров. Этого результата планируется достичь в ходе реализации генерального плана развития столицы, предусматривающего проведение специальных мероприятий по снижению опасности подтопления городских земель. Характер данных мероприятий и конкретные меры, принимаемые в этих целях, Кузьмин называть не стал.
Критическая ситуация может сложиться фактически в любой момент. К примеру, зимой 2005 - 2006 гг. выпало так много снега, что его таяние впоследствии обернулось мощным паводком. История знает немало случаев, когда из-за весеннего разлива рек и таяния сугробов Москва оказывалась под водой.
Последнее масштабное наводнение имело место почти сто лет назад, весной 1908 года. Тогда, по свидетельствам очевидцев, город напоминал собой Венецию. Москва-река вышла из берегов, соединив свои воды с многочисленными притоками, и образовала гигантское озеро, над поверхностью которого возвышались здания. Состоятельные жители столицы умудрились превратить стихийное бедствие в развлечение: они нанимали лодки и катались на них по улицам, заглядывая в окна первых этажей.
Меры по предотвращению наводнений принимались во времена советской власти: берега Москвы-реки покрылись гранитными плитами, а притоки ушли под землю, в специально установленные трубы. Выше по течению появилось несколько водохранилищ, которые позволяли контролировать уровень воды в реке.
С другой стороны, за долгие годы своего существования город оброс столь сложной системой подземных и наземных коммуникаций, что учесть все ее особенности и погрешности во время паводка просто невозможно. Отсюда и периодические подтопления отдельных районов Москвы.
Особенное внимание столичные власти уделяют этой проблеме в связи с функционированием метрополитена. В июле 2003 г. из-за сильных ливней затопленными оказались не только улицы, автомобильные тоннели и подземные пешеходные переходы: под воду ушла станция метро "Юго-Западная" на Сокольнической линии. В результате участок ветки от "Университета" до конечной был перекрыт около часа.
Специалисты пришли к выводу, что главной причиной инцидента стала недостаточная пропускная способность системы водоотводов, поэтому в том же году была запущена программа реконструкции коллекторов у станций метро "Ясенево", "Выхино", "Сходненская", "Бибирево", "Войковская", "Улица Подбельского", "Волгоградский проспект", "Дубровка", "Юго-Западная", "Семеновская", "Чертановская" и "Красногвардейская".